Древний армянский Хачкар – Уникальная находка в городе Сергиев Посад

Древний армянский Хачкар (Крест-камень) стал единственным экспонатом уникальнейшей выставки, которая открылась в российском городе Сергиев Посад. Сергиево-Посадский музей-заповедник сообщает, что арм.

Хачкар был обнаружен на территории Садового Товарищества Скобяного поселка, на дачном участке у Вифанских прудов (г. Сергиев Посад). Археологи выдвинули несколько версий появления Хачкара:

  • а) это мог быть дар монастырю, он стоит на др. берегу прудов;
  • б) Крест привезли с собой переселенцы из Армении;
  • в) Крест может говорит о ранн. поселении армян в этих краях.

Третье вполне вероятно, ибо на знаковую русско-татарскую Куликовскую битву Вел. Кн. Дмитрия Донского благословлял Св. Сергий Радонежский, основатель и 1-й настоятель Лавры. В битве на стороне русского войска участвовали армяне.

По старинным источникам был известен разведчик армянин Мелик, переводчик (“тргманч”-древ.арм.). Кстати, этимология древ.арм. слова “тргманч” весьма похожа на такое же смысловое слово “толмач”! А вот на стороне монголо-татар воевали генуэзцы – бизнес, ничего личного…

“Найденный в Сергиевом Посаде Крест-камень напоминает карабахские Хачкары. Он может относиться примерно к IX-XIII векам. Белокаменный армянский камень-Крест представлен на выставке, которую назвали в честь находки – «Уникальная находка – Армянский Хачкар IX-XIII веков в СЕРГИЕВОМ ПОСАДЕ».

К великому сожалению древ. арм. Хачкары Закавказья были варварски уничтожены Азербайджаном, их раскрошили в месиво и пустили в строительную забутовку.
Археологи считают, что Крест-камень могли подарить местному монастырю или привезти переселенцы-армяне.

Ранее РУСАРМИНФО сообщило, что в Нагорном Карабахе (арм. название АРЦАХ // до Р.Х. УРТЕХЕ-УРТЕХИНИ; С.Н.) были обнаружены хачкары, датируемые XIII в.” По официальной информации сайта Сергиево-Посадского музея-заповедника, древ. арм.

“Хачкар представляет собой прямоугольную стелу, на лицевой стороне которой вырезан процветший Крест на пьедестале, в верхних средо-крестьях изображены гроздья винограда”. Крест окружен изысканным “цепочным” нац. арм. орнаментом.

На тыльной стороне Хачкара есть сцена охоты: 2 фигуры в длиннополых одеждах (похожи на чоху?), одна, вероятно, женская в головном уборе, и мужчина в шлеме с луком в руках. Он прицелился в животное с длинными рогами. Сбоку, на стороне хачкара изображена фигура человека в длиннополой одежде (возможно это священнослужитель?). Он держит в руках Процветший Крест на длинном древке.

Древ. арм. т.н. “Крестные камни (“Хачкар”-древ.арм.) – уникальнейшее явление в МИРОВОЙ художественной культуре раннего средневековья и далее. Ювелирно высеченные на стелах Св. Кресты издревле были напутствием в дорогу, мемориальным памятником и в Армении, и во мн. странах христианского мира, в разные временные периоды.

Хачкары, как памятники, берут свое начало от монументальных Крестов. По сообщениям армянских историков такие кресты водружались уже в IV в. на столбах и колоннах на месте древних языческих святилищ – в знак победы христианства.

По первости Хачкары представляли собой колонны с верхними Крестами. Подобная форма монумента перекликается с античной арм. мемориальной традицией. По старинным источникам арм. историков такие Кресты водружались уже в IV в. на столбах и колоннах на месте древ. языческих святилищ – в знак торжества Христианства.

Но уже к IX-X вв. Хачкары приобрели форму стелы с вырезанным на них Животворящим Процветшим Крестом. Подобный Крест являет собой символ Духовного Подвига Христа, Животворящей Силы Света и Безсмертия Души.

По сложившемуся с первых веков христианства художественному канону резьбы Хачкаров Св. ААЦ, арм. нац. каменный Крест окружался сложным многоуровневым геометрическим и растительным арм. нац. орнаментами:

  • 1) лавровые листья (символ величия и славы);
  • 2) виноградными гроздья (символ Крови Христовой; по др. паства – ибо Христос Виноградарь, а люди плоды). С XI в. и далее складывается несколько классических композиционных направлений в создании Хачкаров.

С того периода Хачкары начинают ставить на перекрестках дорог, в храмах. В местах памятных событий (битвы/Сардарапат, Шуши, Хнзуреск и пр.). А также и как могильные памятники-надгробия. На них, кроме традиционного Креста, сбоку и на оборотах изображались ещё и плоскорельефные фигуры людей.

Это могли быть даже бытовые сценки из повседневной жизни, показывающие род занятий покойного и пр. Сергиево-Посадская уникальнейшая находка имеет наибольшее сходство с Хачкарами из Арцаха (Карабах). Крест-камень представляет колоссальный научный интерес для обширного круга специалистов.

То, что находка имеет огромное сходство с Хачкарами из Арцаха, потрясла археологов и историков, это отметили в музее. Сам Крест был найден летом 2021 г.

Наталья Соболь

Р.S. Привожу на всякий случай адрес и др. данные об уникальной “выставке одного экспоната”!!!
Выставка открыта 25 марта и продлится до 30 мая. Она будет работать в экспозиции «ДРЕВНЕЙШЕЕ ПРОШЛОЕ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО КРАЯ»!!!

Адрес выставки: г. Сергиев Посад, Музей-заповедник «Конный двор», ул. им. 1-й Ударной Армии, д. 2.
Режим работы музея:
среда, четверг, суббота, воскресенье: 10.00-18.00, пятница:10.00-17.00. Выходные дни: понедельник, вторник
Сан-день: последняя среда каждого месяца.
Стоимость билетов:
Без экскурсии – от 60 руб./чел.
С экскурсией – от 120 руб./чел.
Дополнительную информация по телефонам:
+7 (496) 540-53-56 // +7 (985) 040-45-17.
Телеграм: https://t.me/PressaSP
Вконтакте: https://vk.com/pressa_sp
Одноклассники: https://ok.ru/pressa.sp

ИСТОЧНИКИ:

RUSARMINFO 06.04.2022 Главная Лента. ИнтерFакс Россия, 21 марта 2022 г. “Крестьянские Ведомости”/газета агробизнеса, 21 марта 2022 г. АФИША МОСКВА, 21 марта 2022 г. WEJKOM MOSREG.RU “Сергиев Посад”. RU/25.03.2022. Ерицов А. «Первоначальное знакомство армян с Сев.-Вост. Русью до воцарения дома Романовых в – 1613 г.», «Кавказ. вести», № 12, 1901. Дегтярёв, Дубов И. «От Калки до Угры», /науч.-худож. кн./, Л., 1986. «Летописец русский» («Московская Летопись»), по рукописи, принадлежавшей А.Н.Лебедеву, чтения, кн. III, М., 1895. «Литература Древ. Руси», /хрестоматия под ред. ак. Д.Лихачёва/, «Высшая школа», М., 1990, Софоний (?) «Задонщина» /или «Слово о Вел. Кн. Дмитрии Ивановиче и его брате кн. Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая», древ. текст: с. 212-218, адаптация: с. 219-227. Текст печатается по изд. «Воинские повести Древ. Руси», с. 159-179. ПДРЛ, т.VI,

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top