Опубликовано: 25 августа, 2017 в 0:01

Из истории деарменизации Нахичевана

Из истории деарменизации НахичеванаЭтническая картина Нахиджевана, не раз переживавшего за свою историю различные иноземные нашествия и завоевания, тем не менее, длительное время оставалась неизменной. Подавляющее большинство населения края веками составляли автохтонные армяне.

Впервые этнодемографический баланс был существенно подорван в результате нашествия шаха Аббаса I. Последствия удара, нанесенного шахом Аббасом и его преемниками были настолько чувствительны, что даже после 1828 г. (когда были созданы более менее благоприятные условия), темпы роста коренного армянского населения в Нахиджеване, хотя и имели положительную тенденцию, уступали демографическому росту пришлых тюрок и курдов. А в первые десятилетия XX века рост армянского населения, в силу ряда факторов, существенно сократился.

Целенаправленное осуществление пантюркистской программы со стороны Турции и созданного ею марионеточного квазигосударственного образования – Азербайджана – привело к значительному сокращению автохтонного населения Нахиджевана.

Первые зловещие симптомы данной политики появились еще в 1905 г. (оговоримся, что государства под названием Азербайджан в то время еще не было, но в Нахиджеване уже проживала сочувствовавшая турецким планам масса закавказских турок), когда в результате организованных погромов были убиты сотни армян и разграблены десятки населенных пунктов.

В 1918-1920 гг. осуществленный турецко-татарскими бандами под руководством турецких офицеров (Халиль, Эдиф и др.), а также должностными лицами из так называемой Азербайджанской демократической республики (Хан-Текинский, Джамалинский и т.д.) геноцид автохтонного армянского населения призван был окончательно сменить этнический облик данного региона.

Однако, вследствие некоторых обстоятельств (например, отчаянная самооборона Гохтана), планы эти не были осуществлены до конца. Новая возможность расправиться с армянами была усмотрена непосредственно после советизации края.

Особо отметим, что приход к власти большевиков не только не изменил положения автохтонного населения Нахиджевана, но и еще более ухудшил его. Печально известные Московский и Карсский договора, лишь развязали руки азербайджанскому руководству (здесь также стоит оговориться, что такого этнонима – азербайджанцы – до середины 1930-х гг. вообще не существовало, поэтому данное обозначение является условным).

В первые годы советской власти, террор продолжился с новой энергией. Азербайджанское руководство Нахиджевана, пользуясь его периферийным положением, решило окончательно попытаться закрыть вопрос его возможной передачи Армении путем привычной для себя политики уничтожения автохтонных этносов.

Однако, взять, и просто так вырезать все оставшееся армянское население в массово-организованном порядке было уже немного затруднительно (хотя перманентные случаи убийств и имели место).

Помимо этого, назревал вопрос и с возвращением беженцев-армян на свои исконные места проживания. Поэтому, с одной стороны нужно было создать препятствия для возвращения беженцев, а с другой – невыносимые условия для оставшихся в крае армян.

Опубликованные в свое время рядом исследователей ценные архивные документы, несколько подзабытые по странному стечению обстоятельств, проливают яркий свет на методы действий азербайджанских властей Нахиджевана, нацеленные на окончательное искоренение автохтонного армянского населения данного региона.

Так, например, в докладной экономического представителя Армении в Нахкрае председателю ЦИК Армении от 3 июня 1922 сказано: «Политическая жизнь в Нахичеванском крае (1) – одна неблаговидная страница нашей советской жизни. Власть, как принято понимать в смысле государственности, в Нахичеванском крае не существует…

Нахичеванская республика охвачена бандитизмом… В настоящее время фактический район Нахичевань-чай с десятками селений (в 6-и верстах от города) находится под диктаторством бандитов… Второй, более чем важный район, прилегающий к Зангезуру – это так называемый район Колана (вероятно Гохтана – И.В.). Там, в этом районе, оперирует ряд групп.

Первая группа постоянно ведет «таможенную» обязанность, проверяя документы проезжих, отбирая товары, лошадей, и даже были случаи убийства. Вторая группа расположена в селах на границах с Зангезуром и Даралагязом, которые переходят границу, разгромляя армянские села, добычу переносят на территорию Нахичеванской республики и распродают.

По этому поводу я неоднократно обращался в Совнарком Нахкрая, но безрезультатно… Больше скажу: во всех важных учреждениях сидят контрреволюционеры. Поэтому и участковые начмилиции (коммунисты) со своими милиционерами перешли в лагерь бандитов… насилия, побоища, разбой над армянами – хроническое явление.

Последние дни приступили к обыску армянских сел, отбирают оружие. У кого находят, или подвергают трехмесячному аресту, или же требуют три миллиона рублей штрафа совзнаками. Удивительная логика у местных руководителей. Отбирают от совершенно лояльных крестьян оружие в то время, когда страна охвачена бандитизмом и имущество армян-крестьян находится в опасности…

Между нами и Нахичеванской республикой пока не урегулированы торговые взаимоотношения. Мы всякие товары пропускаем, а они конфискуют даже 10 ф. сыру и прочие, направленные в Армению. Даже запретили вывоз соли по весьма законным разрешениям по направлению Зангезура…» (2)

Записка недвусмысленно указывает, что действующие власти Нахиджевана покровительствуют бандитам, целенаправленно направляя их на уничтожение и грабеж представителей коренного этноса. Более того, сама власть настолько солидаризируются в этом плане с бандитами, что вообще от них не отличается.

Создать атмосферу террора, искусственно подвергнуть голоду армянские деревни, затруднить связь с Арменией, не пустить беженцев – вот истинная цель и основной лейтмотив руководителей края и советского Азербайджана в целом.

Как подчеркивается в другом документе: «Разбойников не арестовывают, а даже в действительности дают им должности пограничной стражи: известный разбойник Асад… официально пользуясь покровительством властей, облагает налогами исключительно армянских крестьян и собирает скот и др…» (3).

Делается все, чтобы окончательно закрыть армянский вопрос – вопрос автохтонного населения и, параллельно – этнической принадлежности территории. В рамках этой политики искусственно создаются препятствия и для связи нахиджеванских армян с зангезурскими армянами.

Так, в письме председателя Сисианского учисполкома к экономическому представителю Армении в Нахиджеване от 14 июня 1922г. сказано: «Бандиты мешают населению Сисиана въезжать и выезжать в Нахичеванский край, и, таким образом, нет никакой возможности иметь сношения с Нахичеванским краем и Эриванью…». (4)

Тогда же были предприняты шаги, призванные окончательно расправиться с героическим населением Гохтана. Армянские деревни этого горного Нахиджеванского района, успешно отбивавшие все атаки турецко-татарских банд с 1918 по 1920 гг., оказались после советизации в весьма незавидном положении.

Армянские крестьяне вдруг с ужасом обнаружили, что на целый ряд ключевых руководящих должностей в Нахиджеване прошли известные погромщики и мусаватисты – те самые люди, что принимали наиболее активное участие в резне армянского населения.

Так, Айдамедский Мамади-Баглоглы, один из организаторов резни армянского населения города Агулиса, занял видную должность в Ордубадском предчека, (5) пост главы чрезвычайной комиссии Ордубадского района занял известный помещик Сармастбеков (6). И если некоторые из них внешне и «покраснели», то, как следует из свидетельств гохтанцев, их сущность никак не изменилась.

Представитель Гохтана Бадалян подчеркивал: «В настоящее время нас передали в распоряжение и ведение Нахичеванской СС Республики, которая нас всячески притесняет, требует несуществующее оружие, арестовывает наших крестьян и т.д. Мы, крестьяне Гохтана, уже 4 года как стояли на страже самосохранения и самозащиты, и приходилось очень часто выдерживать сильные набеги татар.

Ныне приступили к арестам крестьян, которые в прошлые времена стояли во главе самозащиты. Уже арестованы 4 крестьянина: Александр Адибекян, Александр Есаян, Михаил Ованесянц и Теодорос Тер-Григорян.

Настоящим крестьяне просят Армянское советское правительство взять Гохтан под свое покровительство и считать нераздельной частью ССРА, если же это почему-либо невозможно, то принять срочные меры к ограждению и безопасности крестьян и освобождению арестованных товарищей».(7)

В другом послании сказано: «власть имущие Ордубада по ничтожной причине стараются арестовать людей, сыгравших первостепенную роль в деле самозащиты Гохтана. Словом, под названием коммунистов хотят излить на нас желчь».(8)

Параллельно этому, как уже было отмечено, местные власти всячески препятствовали возвращению беженцев-армян. Так, в письме О. Бадаляна описывается ряд подобных случаев: «проживающий и нищенствующий в Биаре крестьянин села Казанчи Арутюн Гюрджян отправляется в Казанчи, дабы завладеть своими двумя мельницами, домом, виноградным садом и рощей.

Живущие в Казанчи татары, увидя, что Арутюн пришел туда с целью завладеть своим имуществом, хватаются за топоры, на глазах его явно вырубают его деревья, портят мельницы, а самому предлагают немедленно удалиться из деревни.

Арутюн обращается к властям, но последние не принимают никаких мер… казанчинский житель Серго переходит из Сисиана в Казанчи, дабы завладеть (вступить во владение – И.В.) своими двумя мельницами и имуществом.

Прибыв в селение, видит, что в мельницах хозяйничает Кербалаи Гейдар, похитивший дочь Серго и отдавший ее в жены своему сыну, который узнав о намерении Серго, заявляет ему, что по священным законам Корана (заметим, что номинально в уезде уже действует советская власть – И. В.) мельницы как приданое дочери Серго и его невестки принадлежат Гейдару. Серго обращается к властям, но, не получив никакой реальной помощи, бросает и уходит…».(9)

Вместо изгнанного армянского населения, населенные пункты Нахиджевана целенаправленно заселяются мусульманами. Так, очевидец, повстречавшись с большой группой незнакомцев на дороге Шахтатх-Нахиджеван, поинтересовался, кто они, и куда направляются? «Те радостно отвечают, что они из Макинского ханства и по приглашению Нахичеванского правительства идут заселять разрушенные армянские деревни Нахичеванского района».(10)

На республиканском же уровне, в рамках осуществления задачи по недопущению возврата армянских беженцев, азербайджанским руководством лицемерно приводится причина будто бы недостаточного количества земли.

Так, в ответ на запросы ЦИК Закавказья, касательно возвращения армянского населения Нахиджевана на свое прежнее место жительства, в решении ЦИК Азербайджана от 6 мая 1926 г., вновь отмечалось, что «По причине недостаточного количества земли в Нахичеванской АССР, запрещается заселять Нахичеванскую АССР желающими получить земельные наделы для занятия сельским хозяйством и в соответствии с этим предлагается наркомзему Нахичеванской АССР давать земельные наделы только тем лицам, которые переселились в республику до 1 апреля 1925 г.» (11) Все эти искусственные препятствия, объявление о создании погранзоны, вымышленная аргументация о «недостатке земли» как раз и были нацелены на то, чтобы армяне туда больше не вернулись, а оставшиеся – сбежали. На всю лживость подобных аргументов указывают и данные переписей (какими бы ущербными они не являлись) (12)

Десятки протестов экономического представителя Армении в местные партийные организации по понятной причине игнорировались. В отчаянии он пишет, что «положение армян и в самом деле является неутешительным…

Многого я не ожидаю от парткома, так как там на него наложена лапа того же Кадымова…». (13) Это тот самый Аббас Кадымов, о котором позже напишут, как о мужественном борце за советскую власть: «В Нахревком входили мужественные борцы за победу Советской власти в Нахичеване Мирзаалибек Бекташи, Аббас Кадымов…» (14).

Уже несколько позже, в 1923г., представитель нескольких армянских деревень Нахиджевана Азарапет Меликян представил заявление в комитет по голодающим при ЦИК Армении, в котором сообщалось, что 1360 жителей 3-х армянских деревень Нахиджевана находятся на пороге голодной смерти.

В заявлении подчеркивалось, что все просьбы о помощи игнорировались местными властями. Более, того, взамен возможной помощи местные власти поставили им на выбор: либо отдавать им 15-16 летних девушек, либо коллективно перейти в ислам. В условиях такого террора на государственном уровне, ни один мусульманин не желал продавать им даже фунт ржи.

Вследствие этого, многие умерли, а оставшиеся вынуждены питаться дикой травой. В конце заявления подчеркивалось, что крестьяне, конечно, могли бы перебраться в пределы Армении, однако именно этого ожидает от них руководство Нахиджевана. А они же «не оставят могилы своих предков». (15)

Подобная политика была продолжена и в дальнейшем. (16) Приспосабливаясь ко всем приливам и отливам политики центрального руководства, используя фактор отдаленности, азербайджанское руководство целенаправленно вело политику по выдавливанию коренного этноса из Нахиджевана.

Вот почему к 1988 г. здесь оставалось немногим больше 3 тыс. чел., или 1,5 % от численности всего населения – да и те были изгнаны (17) Сегодня же завершается уничтожение памятников армянской культуры – чтобы более ничего не напоминало об исторической принадлежности и прошлом региона, чтобы можно было легче фальсифицировать историю.

Владимир ИВАНОВ

_________________________

Источники:

1. За исключением цитат из документов, где сохранена форма прежнего написания, в статье используется правильное армянское название – Нахиджеван.

2. Саркисян А.А. Из истории деарменизации Нахичеванского края. (1920-1922)// Вестник общественных наук. № 10 (574), 1990, стр. 81-84.

3. Там же, стр. 76.

4. Там же.

5. Саркисян А.А. указ., соч., стр. 74.

6. Там же, стр. 77-78;

7. Там же, стр. 88.

8. Там же, стр. 74-75.

9. Там же

10 Там же 74-75.

11. Ходжабекян В., Воспроизводство и перемещение населения Армении в XIX-XX вв., на пороге XX века, Ер., 2002, стр. 164 (на арм. яз.).

12. Так, например, по данным на 1916 г., общее количество населения Нахиджеванского уезда составляло 136. 853, из которых армян – 54. 209 (или 39, 61%) (см.: Кавказский календарь на 1917 год, Тифлис, 1916, стр. 218.

По данным же переписи 1926 г. армян там было всего 11.276 чел., при общей численности 90 тыс. (см.: Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926г. М., 1927, стр. 127-128). Так о какой «земельной нехватке» могла идти речь, если численность населения Нахиджевана за несколько лет сократилась на более чем 40 тыс. человек?

13. Саркисян А.А. Из истории деарменизации…, стр.76-77.

14. 40 лет Нахичеванской АССР. Баку, 1964, стр. 26.

15. Геворкян Э. Переселение национальных меньшинств в Армении (начало 1920-х годов)// Вестник общественных наук, № 2 (592), 1996, стр. 85 (на арм. яз).

16. Об этом, см.: Варданян А. Исход армян из Нахиджевана//Национальная идея. № 6, 2008.

17. Варданян А. Азнаберд. Последняя крепость нахиджеванского армянства. Ер., 2000, стр. 6 (на арм. яз.).




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Комментарии 6

  • Нахчыван – древняя и вечная земля Азербайджана, одна из колыбелей мировой цивилизации, тюрко-огузский край, который имеет древнюю историю, многовековые традиции национальной государственности, богатое культурное наследие и известен как один из центров ремесла, торговли, науки и культуры Востока.
    Интересовавшийся прошлым армян историк Каракашян, писал, что
    “нет сведений о прошлом армян, которые можно было бы считать историей
    или же летописью”.
    Каракашян. История восточного вопроса. Лондон, 1905.

    • В миллион семьсот пятьдесят восьмой раз спрашиваю вас удодов, если Нахиджеван ваш исторический край с археологическими доказательствами и проч., какого тогда х*я вы ибланы уничтожаете археологические памятники, которые по вашей теории должны были доказывать вашу правоту.

    • После освобождения Нахиджевана , вся территория края должна быть полностью очищена от турок ! Турки своими злодеяниями на протяжении двадцатого века , поставили себя вне закона и дорога в Нахиджеванский край им будет перекрыта навсегда !

    • Сайт русскоязычный, извольте выставлять материалы на соответствующем языке. И не спамьте сфабрикованными ссылками не имеющими отношения к теме. Впредь буду удалять. P.S Не вижу ответов на поставленные вопросы.

  • Фередун Рзаев, смая большая заслуга вашего миллета перед мировой историей, это глубочайшая по тупости и безграмотности ложь, на которой вы создаёте себе историю. При этом, в силу ущербности своего интеллекта, не понимаете, что делаете себя посмешищем, в глазах грамотных людей. Ваши варвары, не имеющие своей истории, с целью стирания следов армянского присутствия, в Карабахе и Нахиджеване, целенаправленно уничтожают исторические памятники армянской христианской культуры; церкви, монастыри, хачкары. При этом, не забывают объявлять, ещё сохранившиеся армянские памятники, своим достоянием. «Доказывая» тюркскую принадлежность Нахиджевана, ты тупо ссылаешься на Иосифа Флавия. Что ж, молодец, напомнил, что именно он указывал на то, что Нахджеван, находился в Армении и утверждал, что название Нахджеван переводится с армянского языка как место стоянки Ноя. Повествуя в своём труде «Иудейские древности» о Всемирном потопе, он пишет: //«…ковчег остановился на вершине одной горы в Армении…»// и отмечает, что //«Это место армяне называют местом высадки (в греч. оригинале Αποβατηριον), и до сих пор ещё туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега»// («Иудейские древности». стр. 17-18. изд. Феникс. Ростов-Дон. 2003 г.).
    Как видишь, Флавий, не только дословно переводит с армянского языка название города Нахиджеван, но и указывает на этническую принадлежность его жителей.
    В XIII в. фламандский путешественник-дипломат Рубрук так описал город: //«… под названием Наксуа (Нахиджеван), который прежде был столицей великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его, почти в пустыню. Прежде в нём было 800 армянских церквей, а теперь, только две маленькие, а остальные разрушили сарацины (мусульмане)»//. (Вильгельм Рубрук. «Путешествие в Восточные страны» стр.171. изд. СПб. 1910 г.).
    А в 1603 г. представитель посольства императора Рудольфа II в Персии Георг Текрандер описал
    //«…города … Нахиджеван и Джульфа в Армении…»// (Какаш и Текрандер «Путешествие в Персию через Московию» в 1602-1603 г.г. стр. 33. изд. Мос. универ. 1896 г.) и оставил следующие наблюдения: «В городе Джульфа, сильной крепости, населенной исключительно одними христианами, армянами, шаха (Аббаса I – Б.А.) приняли необычайно великолепным образом» (там же).
    Одним из последних (ли?) актов азерозверского вандализма стало, уже в XXI веке, уничтожение остатков средневекового армянского кладбища в Джуге. В 1648 году об этом кладбище, упоминал французский путешественник и учёный Александр де Род. В своём труде «Поездки и миссии отца Александра де Родеса… и возвращение в Европу через Персию и Армению», он пишет, что за стенами Джуги
    //«…видел прекрасный памятник древнего благочестия армян»//
    и с восхищением сообщает, что на
    //«… обширной территории есть, по крайней мере, 10000 надгробий из мрамора (речь идее о хачкарах — Б.А.), и все изумительно хорошо гравированы … множеством красивых фигур выгравированных вокруг большого креста»//. (Александр де Род, «Поездки и миссии отца Александра де Родеса… и возвращение в Европу через Персию и Армению», /на франц. яз./ Париж 1653 г.)
    А в 1673 году франц. путешественник Ж. Шарден, описывая своё путешествие, пишет:
    //«Мы проехали реку Харпасуй, орошающую соседние земли, она отделяет часть Армении со столицей Эривань (центр бегларбекства – Б.А.) от той части, где столицей Нахичевань»//. («Путешествие кавалера Шардена по Закавказью…» Кавказский вестник № 9 1901г.)
    Как видим, даже во времена персидского владычества, и Нахичевань, и не Эривань, воспринимались международной общественностью, как части АРМЕНИИ.
    А вот, в вашей, искусственно и не законно, созданной республики, даже в 20-х годах ХХ века, название «Азарбайджан», было не привычно для местных жителей. Поэтому, на лекции выдающегося учёного-тюрколога В. В. Бартольда, в Аз. Гос. Университете, в1925 году, академику задали вопрос: //«Имеем у, ли мы право, называть себя Азербайджаном, или это есть Ширван?»//. В своём ответе, академик подчеркнул, что //«…название кавказский Азербайджан вошло в употребление только после революции…»// (В. В. Бартольда, «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира», изд, в Баку 1925 г. стр. 68; 138).
    Это и есть факт вашей фейковской истории. Она, так же фальшива, как ваша республика, её, украденное у иранской провинции название и как ваш нелепый псевдоэтноним, данный вам, как кличка, с подачи Сталина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.