Объемы поставок российской нефти в Белоруссию по итогам первых двух месяцев 2017 года сократились почти на 31% по сравнению с тем же периодом 2016-го.
Фото: rueconomics.ru
Заметное снижение объемов поставок – не только нефти, но и того же газа – является следствием принципиальных разногласий между партнерами, как в пунктах контрактов, так и в политических вопросах.
“В течение последнего года идет спор между двумя странами по поставкам нефти и газа. Россия считает, что Белоруссия должна заплатить образовавшийся у нее долг в 660 миллионов долларов.
Сумма приличная. Долг, однако, продолжает накапливаться, расти, и Москва в подобных случаях в отношениях с иными партнерами уже поставки прекращала. Белорусская сторона занимает позицию, что цена, по которой идут расчеты, является несправедливой и должна быть снижена.
Что касается РФ, там исходят из того, что существует подписанный контракт, цена зафиксирована. При этом Москва готова обсуждать вариант снижения цены в будущем, но лишь в том случае, если долг будет погашен”, – говорит эксперт по Белоруссии ВШЭ Дмитрий Болкунец, поясняя ситуацию по поставкам газа.
Реакцией Москвы на долги по газу и стало сокращение поставок нефти в Белоруссию.
РФ в декабре заявила, что поставки снизятся с плановых 24 миллионов тонн до 18 миллионов тонн. Также в Москве не исключали, что снижение объемов может быть и более значительным – до 12-16 миллионов тонн.
В итоге российские нефтяные компании в январе-феврале 2016 года поставили в Белоруссию 2 миллиона 623 тысячи тонн нефти, это на 30,8% меньше, чем за тот же период 2016-го.
Ограничение поставок имеет и еще одну причину, непосредственно связанную с этим продуктом. По условиям контракта Белоруссия должна часть вырабатываемых нефтепродуктов отправлять на российский рынок. Это происходит, отметил эксперт ФБА “Экономика сегодня”, но не в тех объемах, которые прописаны в договоре.
Минску нужно приватизировать НПЗ
Болкунец отметил еще один важный момент. “Несмотря на то, что Белоруссия имеет право продажи нефтепродуктов, мы знаем, что часть того, что вырабатывается из российского сырья, шла на Украину, в частности, на заправку танков, находящихся в зоне АТО.
Это вызывало очевидное беспокойство российских партнеров. Минск вообще говорит, что ему невыгодно продавать нефтепродукты России, зато Украине – выгодно, и это серьезный повод для разногласий”, – сказал эксперт.
Как будет решаться эта проблема? По мнению Дмитрия Болкунца, Минску стоит подумать о приватизации НПЗ, существующих на белорусской территории. Понятно, что НПЗ не имеют смысла без наличия поставщика. По идее, их должен пользовать тот, кто нефть добывает и транспортирует. НПЗ, допустил эксперт, могли бы купить россияне или поляки.
Замены российской нефти нет
Сложившаяся ситуация, которая превратилась в затяжной (вопрос не может решиться уже год) кризис, заставляет Минск искать новых партнеров и предпринимать политические демарши.
Президент Александр Лукашенко 3 февраля заявил, что Белоруссия инициирует судебное разбирательство из-за срыва договоренностей с Россией по поставкам нефти. Лукашенко также дал поручение искать альтернативные способы поставок нефти. На прошлой неделе стало известно о закупке Белоруссией танкера нефти в Иране.
Белоруссия пытается изменить вектор поставок – ищет и находит новых партнеров, Иран, Азербайджан, говорит Дмитрий Болкунец. “Впрочем, эти контакты носят, скорей, демонстративный характер – мол, мы можем обойтись без РФ.
Да, это действительно, возможно, но с учетом тех условий, которые предлагает Москва, в реальности замены ей нет”, – сказал эксперт. В целом, по его мнению, белорусской экономике нужно слезать с нефтяной иглы, доля нефтянки в экономике должна быть максимально минимизирована.