Опубликовано: 28 Ноябрь, 2018 в 0:20

Судебник Смбата Хетумида Киликийского

Судебник Смбата Хетумида КиликийскогоПрежде чем перейти к характеристике Судебника, небесполезно бегло остановиться на его составителе, отдаленном от нас почти семью веками. До 70-х годов XIX в о существовании самого Судебника не было ничего известно, хотя сведения о Смбате как политическом деятеле имелись давно.

Теперь, когда уже не подлежит сомнению принадлежность Судебника Смбату, особый интерес приобретает знакомство с его биографией в связи с определением роли, -которую он сыграл как кодификатор и редактор такого замечательного юридического памятника, каким является составленный им Судебник.

Князь Смбат родился в 1208 г.1 Ему было пять лет, когда в Армении умер ученый вардапет Мхитар Гош,, н одиннадцать лет, когда умер Левон II Великий. Всю свою жизнь Смбат отдал служению возрожденного Армянского государства. Он был выдающимся полководцем, дипломатом, историком и правоведом. С мечом в руках он защищал свою родину. Составил и завещал грядущим поколениям историю своего времени.

Смбат происходил из знатного армянского княжеского рода Киликии — Хетумидов. Хетумиды прибыли в Киликию из Гандзака (ныне Кировабад) до прихода к власти Рубенидов в начале XI в. и стали господами двух крепостей — Ламброна и Паперона, недалеко от города Тарса у подножья Тавра. Они были крупными землевладельцами, вассалами византийского императора и поэтому — врагами Рубенидов. В 1151 г. князь Торос II сломил сопротивление Хетумидов, после чего Хетумиды и Рубениды породнились друг с другом.

После смерти Левона II, как указывалось выше, фактическим правителем страны стал отец Смбата — барон Константин Пайл. Смбата, как старшего сына, он сделал наследником своей вотчины Ламброна и Паперона и одновременно назначил его спарапетом, или гундстаблем государства, т. е. главнокомандующим войсками. На этом посту Смбат оставался 50 лет, — до самой смерти. В армянской истории он и известен больше как гундстабль.

Как полководец Смбат известен тем, что одержал ряд побед над султанами Иконии и Египта. Он мужественно защищал свою страну от непрерывных нападений мусульманских государств и особенно египетских мамелюков. Смбат руководил войсками до глубокой старости. В последний раз он участвовал в бою в марте 1276 г., в котором мужественно встретил смерть. Смбат гундстабль был для Киликийского государства тем, чем его современник и друг Жуанвилль (1225—1317) для Франции.

Смбат был хорошо известен на международной арене и как политический деятель и дипломат.

Он настойчиво добивался установления дружественных отношений с сильнейшими соседями Киликии. Когда монголо-татары вступили в Малую Азию, Хетум I в целях обеспечения дружбы татар решил послать делегацию в Джунгарию к великому хану, для заключения с ним договора о дружбе. Посольство возглавил Смбат. Путешествие Смбата к великому хану в столицу Каракорум и обратно длилось около четырех лет (1247— 1250) и не прошло даром. Смбат заключил с великим ханом Гуюком предварительное соглашение о дружбе, а в 1254 г., когда к нему приехал брат Смбата, Хетум I, был подписан договор о взаимопомощи.

Об этом первом посольстве Смбата до нас дошло одно письмо, написанное им из Сандеканда (Самарканда) 6-го или 7-го февраля 1248 г. своему зятю, королю Кипра Генриху и сестре-королеве.

Смбату пришлось ездить к татарам и в 1271 г., на этот раз к хану «Персии и Востока» — Ильхану Аргуну. И хотя Смбат не оставил никаких материалов об этом посольстве, но Алишан считает, что целью его было возобновление заключенного в 1269 г. договора о дружбе.

Смбат был одним из крупнейших историков своего времени. Он знал историю не только Армении, но и других государств, а особенно историю крестоносцев, о которых оставил ценные сведения. В Европе он известен как переводчик «Ассизов Антиохии» на армянский язык.

Имя Смбата живет в наши дни благодаря дошедшим до нас произведениям. Его работы свидетельствуют о том, что этот выдающийся деятель своего времени, будучи полководцем и дипломатом, все свободное время посвящал науке. Он был одним из образованнейших людей своей эпохи: владел старофранцузским и греческим языками и, по всей вероятности, знал латынь-дипломатический язык Запада. При его содействии был переписан или переведен ряд книг с греческого, арабского и других языков. Он был хорошо знаком с литературой своего времени.

Из работ Смбата до нас дошли: «История» или «Хроника», «Ассизы Антиохии», «Судебник» и краткий «Ишатакаран» (памятка, дневник) в стихах.

«История» охватывает период с 951 г., т. е. с начала царствования Гагика Багратида до 1331 г. Так как Смбат умер в 1276 г., то его «Историю» продолжил другой летописец. «История» представляет изложенную в хронологическом порядке историю последних царей Армении, историю Рубенидов, их внешних отношений с византийцами и другими народами, а также заметки о политических событиях X—XIII вв. При изучении истории Киликийского государства без этой работы, несмотря на ее неполноту, обойтись нельзя. Тем более, что приведенную в ней хронологию, по мнению М. Орманяна, следует считать наиболее достоверной.

«Ишатакаран» («памятка»), написанный Смбатом в 1266—1269 гг., состоит из 60 строк в стихах.

Хотя названные две работы имеют большую ценность для изучения эпохи Смбата, но для историков права особое значение имеют два других произведения Смбата — его перевод «Азизов Антиохии» и «Судебник».

б) Содержание Судебника.

Судебник Смбата является достоверным отражением армянского обычного права и поэтому важнейшим источником для изучения армянского права. По своей форме и систематическому изложению, по расположению материала он является настоящим кодексом. Хотя Смбат и называет составленный им сборник «переложением», однако близкое знакомство с ним показывает, что он является новой кодификацией, отражавшей в себе то развитие и те изменения, которые существовали в Киликии по сравнению с положением в коренной Армении, где действовал Судебник Гоша.

Судебник Смбата спарапета1, как отмечалось, составлен в 1265 году. При составлении его Смбат использовал ряд нормативных актов иностранного происхождения. Однако в основу его кодификации легли армянское обычное право, Судебник Мхитара Гоша и Книга армянских канонов. Говоря о своем подходе к первоисточникам, Смбат писал: «взяв сердцевину, я изложил их вкратце». Более того, Смбат не только сокращал текст законов, но и нередко вносил в них изменения по существу и, таким образом, давал их новую редакцию.

Взяв правовые нормы из первоисточников, Смбат перерабатывал их в соответствии с новыми общественно-политическими отношениями, сложившимися в Киликии. С другой стороны, он включил в свой Судебник совершенно новые нормы, взятые из судебной и законодательной практики Киликийского государства. Таким образом, Судебник Смбата, хотя и вобрал в себя подавляющее большинство статей Судебника Гоша и ряд статей других источников, однако он не идентичен с ними.

Судебник Смбата является феодально-крепостническим кодексом.. В нем нашли свое отражение привилегии класса светских и духовных феодалов, неравенство классов и сословий, политическое бесправие крестьян и ремесленников, их экономическая зависимость от класса феодалов и их государства. Поэтому этот судебник действовал в Киликии в течении ста с лишним лет как официальный кодекс армянского феодального государства. Хотя этот сборник законов и называется «судебником», однако он содержит нормы не только судебного, но и других отраслей права.

Судебник Смбата содержит 177 статей1. Нормы права расположены в следующем порядке: государственное и административное право (ст. ст. 1—3, 70—71 и др. ), церковное право (ст. ст. 8—17, 21—39, 51—66 и др. ), гражданское право (ст. ст. 96—114 и др. ), залоговое и ипотечное право (ст. ст. 99—104), брачно-семейное право (ст. ст. 72—98 и др. ), наследственное право (ст. ст. 94— 96, 113—114), обязательства из деликтов и уголовное право (ст. ст. 1 —10, 119—177. и др. ), судебное право (ст. ст. 1, 48, 49, 61, 71, 79, 112 и др. ), торговое право (ст. ст. 106—112 и др. ), рабовладельческое и крепостное право (ст. ст. 18, 115—118).


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.