Опубликовано: 18 Ноябрь, 2019 в 16:47

Раффи-Филипп Калфаян — Защитник прав человека

Имя французского юриста, консультанта, эксперта по международному публичному праву Раффи-Филиппа Калфаяна неразрывно связано с правами человека и с защитой угнетенных. С 2001 по 2007 годы он занимал пост генерального секретаря Международной федерации за права человека (FIDH), где играет заметную роль по сей день.

C 2003-го Калфаян также является юристом-консультантом Управления по юридическим вопросам и правам человека Совета Европы. Раффи Калфаян стоял у истоков формирования института адвокатуры в независимой Армении.

Раффи Калфаян начал сотрудничать с FIDH в 1983 году. Тогда он связался с организацией в качестве руководителя комитета по защите двух армянских активистов, которых обвиняли в покушении на жизнь турецкого посла в Югославии. Этот опыт оказал большое влияние на его карьеру правозащитника. Несколько лет спустя, в 1989-м, когда в Азербайджане начались погромы армян, Раффи снова обратился в FIDH.

Сам Раффи Калфаян считает началом своей официальной деятельности в этой федерации 1995 год. «Я обратился к этой организации, чтобы направить судебные наблюдательные миссии в Республику Армения, где в условиях постсоветского периода независимости происходило становление политических процессов.

Впоследствии я стал чиновником по особым поручениям FIDH, ответственным за регион Южного Кавказа. Мое знание языка и юридической системы, умение налаживать связи и общаться с людьми позволили мне в 1997 году создать группу армянских активистов и юристов, которые образовали неправительственную организацию, и я посоветовал присоединить ее к FIDH, что и было сделано в 1998 году», — говорит он.

В 2001 году международное руководство FIDH отметило его определенную позицию, его труд и его достижения, назначив его помощником генерального секретаря.

Раффи Калфаян говорит: «Я осознал, что истинная, глубинная движущая сила, побуждающая меня действовать и сражаться, — это нетерпимость к несправедливости, угнетениям, пыткам».

Свидетелем страшного преступления и несправедливости, продолжающейся уже более ста лет, была бабушка Раффи. Его бабушка Агавни скончалась в 2003 году. Находясь с ней до последней минуты, Раффи осознал, какой огромный груз подавленных чувств она держала в себе, как мучило ее то, о чем она никогда раньше не говорила.

«Эта тоска по семье, погибшей в 1915 году, показала, какой жестокой была травма, какую нестерпимую боль испытывали те, кто пережил Геноцид. В тот день я дал себе обещание: непременно добиться справедливого воздаяния за эти муки, и моя личная, философская позиция осталась незыблемой», — утверждает он.

История бабушки рассказана (автор Тигран Егавян) на сайте международной гуманитарной премии «Аврора» (Aurora Prize for Awakening Humanity), цель которой воздать должное отважным людям и организациям, которые посвятили себя делу сохранения человеческих жизней и продвижения идей гуманизма и продолжают свою деятельность, несмотря на угрозу собственному благополучию.

Премия «Аврора» присуждается от лица всех выживших во время Геноцида армян и в знак благодарности их спасителям.
Агавни Папазян, в замужестве Калфаян, родилась в 1910 году в городе Афьон-Карахисар, расположенном в центре западной Анатолии, между Измиром и Анкарой. Ее родители Акоп и Такуи принадлежали к городской торговой буржуазии.

Весной 1915 года родители 5-летней девочки почувствовали приближение опасности и решили доверить ребенка тете со стороны матери. В надежде на спасение тетя и племянница должны были отправиться в Смирну (ныне Измир) к бабушке с материнской стороны Марии Мурадян. Однако когда они добрались до вокзала в Афьон-Карахисаре, их попытались посадить на поезд, который увозил депортированных армян в противоположном направлении — на восток.

Все же удача была на их стороне. Один из служащих вокзала знал об их родстве с Миграном Топаляном, братом бабушки, занимавшим высокую должность в железнодорожной компании. Получив распоряжение от Топаляна по телефону, он посадил их на поезд, направлявшийся в Смирну.

Так удалось избежать трагической участи, постигшей их родных, оставшихся в Афьоне. Все они погибли во время Геноцида.

Увидеть вновь родительский дом в Афьон-Карахисаре она смогла только после окончания войны, в 1918 году. «Там находился американский офицер армянского происхождения, капитан Хемс (настоящее его имя было Амбарцум), который приехал, чтобы оценить ущерб. Тогда она в последний раз увидела дом, где появилась на свет. Все имущество так и пропало», — рассказывает ее внук Раффи Калфаян.

Она с тетей провела годы Первой мировой войны вдали от депортаций, у своей бабушки Марии в Измире. «Моя бабушка училась в армянской женской гимназии Рипсимян, где выучила армянский и французский, на котором говорила без акцента, что было редкостью для ее поколения», — говорит Раффи. В сентябре 1922 года турецкие националисты подожгли Смирну, чтобы избавиться от армянской и греческой части его населения.

Снова началась резня, и двенадцатилетнюю девочку постигла очередная утрата. В суматохе в толпе она потеряла бабушку.

С тетей они бросились в воду, чтобы доплыть до лодки. Подобравшее их итальянское судно доставило обеих в Пирей, откуда несколько месяцев спустя они уехали во Францию. Одна из теток Агавни, Сатеник, к тому времени уже поселилась в Арнувиле, к северу от Парижа. Новое изгнание, сопровождавшееся новой потерей, навсегда оставило след в жизни сироты.

В вопросе геноцида Калфаян считает необходимым говорить о необходимости личных и собирательных требований в отношении армянского имущества от Турции, объяснив в то же время, что процесс компенсации можно продвигать вне зависимости от официального признания Турцией Геноцида. Он подчеркнул, что этот процесс требует осторожного, продуманного подхода и всеобъемлющего сотрудничества в системе Армения-Диаспора.

Он полагает бессмысленным добиваться признания или криминализации отрицания геноцида армян . Признание , по мнению Калфаяна является историческим и политическим фактом, который был признан государствами, большинством международного сообщества. А криминализация отрицания не может быть однозначно принята в современном демократическом обществе и больше воспринимается как ограничение на осуществление права на свободу слова.

Он заявил, что еще одним проявлением этой стратегии должна быть подача коллективных исков, которые касаются возмещения ущерба (будь то финансовой или моральной) армянского народа как единое целое. “Это гораздо более сложный вопрос, который правового и стратегического подхода.

По материалам с сайта auroraprize.com




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.