Армения – Карастан – Каменная летопись цивилизации

Армения - Карастан - Каменная летопись цивилизацииАрмению многие называют “Карастаном” – страной камня, кара. КАР (քար) – исконно армянское слово и означает камень (Гр. Ачарян). Здесь и далее необходимо отличать слово КАР – камень от турецкого КАР – черный, которое заимствовано в более поздний период с армянского. На персидском KAR – дело, работа, KIRDAR – обычай, образ, санскрит KR – действовать, греч. KAROO – погружаю в сон.

Армянское нагорье является классической территорией древнего вул-канизма. Здесь в огромных количествах встречаются почти все виды каменных пород. По своим запасам каменных материалов и их качествен-ным особенностям, связанным с геологической историей территории, Ар-мения занимает особое место в мире. История каменной культуры аборигенов Армянского нагорья не имеет аналогов в мире.

Достаточно отметить такие памятники как иероглифические и клинописные письмена, наскальные рисунки и изображения, астрономические обсерватории и инструменты (гномоны), обогатительные установки, производственные предметы из камня, ножи, шилья, скребки, топоры, тесла, зернотерки, песты, ступы, хачкары, высокогорные циклопические крепости, мосты, храмы и др. Они охватывают период многих тысячелетий. Предки армян с древнейших времен, проживая в каменистой стране, использовали ка-мень почти во всех областях деятельности.

“Много разных камней в Армении, но здесь почти не найдешь неграмотных камней. Осторожно ступай по этой земле, осторожно обращайся с каждым камнем, хоть с виду грубым и рябым, покрытым мхом и лишайником. Осторожно – потому что стоит соскрести кусочек мха, и на каждом из них увидишь то рисунок первобытного человека, то арамейскую, хеттскую или халдо-урартийскую клинопись, то орнамент или барельеф, а начиная с конца IV века, и те, похожие на железные скобы, – крепкие и выносливые буквы, которые неотделимы от этих камней уже более 1600 лет. Камни эти не просто грамотны – на них наша подпись, они наши… На каждом из них есть печать самобытности нашего наро-да…” (Геворг Эмин, 1979 г.).

Представим, что несколько тысяч лет до нашей эры успешная охота была бы возможна только в условиях сообщества, члены которого хоро-шо понимают друг друга и взаимодействуют. С этой точки зрения, очень важным показателем, характеризующим развитие человечества, является накопление и передача опыта (знаний, умений, навыков и т.п.).

В свою очередь, интегрированным показателем соответствующего уровня коммуникационных отношений сообщества являются язык и развитие речи, своеобразной имитационной модели, отображающей в своей системе координат опыт. Сложный и тяжелый труд предков, его разделе-ние дифференцировали используемый языковый инструментарий и способствовали развитию адекватного понятийного аппарата (немой язык жестов, мимики и рук, язык образов – наскальные изображения, язык звуков и речь, буквы, алфавит, письмо).

По Библии на Земле был единый народ, говорящий на едином языке. Какой же из ныне живых языков адекватен библейскому праязыку? Ответ на этот вопрос ищут многие ученые. Рассматривая субъективное отражение объективного – модель языка в статике, мы зафиксируем накопленный опыт, в динамике – восстановим историю. Каждое слово авторы рассматривают как модель знания, которая, в свою очередь, может быть представлена другой моделью, возникшей в более поздний период.

Расщепляя подобные модели на элементы, имитируя креативную миссию, логику и технологии словообразований, ведется поиск алгоритмов дизайна мыслей, закономерностей их формоконтентного построения и озвучивания по универсальным принципам подобия и наименьшего действия. Предлагаемые модели не претендуют на истину в последней инстанции, а всего лишь закладывают первый камень в подобные исследования.

Чтобы наглядно отобразить логику развития модели “камня” и ее применение в различных областях деятельности человека, рассмотрим схему 1. Представим ту же схему по блокам (схема 2). Прежде чем приступить к анализу блоков, рассмотрим наиболее информативные, инфор-моемкие модели знаний в виде слов ЕРКИР (ԵՐԿԻՐ) – земля и ЕРКИНК (ԵՐԿԻՆՔ) – небо. ЕР ассоциируется со значением слова ерку (ԵՐԿՈՒ ) – 2, а КИР – со значением слова нести: крел, крох. ЕРКИР – как несущий “двойку”, двойственность, дух – материю, мужчину – женщину, положительное и отрицательное, добро – зло, белое и черное, огонь и воду, любовь и ненависть и т.д. ЕРКИНК интегрирует слова ерку – 2 и КИНК (ԿԻՆՔ) – как “проекция” понятий женщина, небо, нечто рождающее, творящее, создающее двойственность: добро и зло, свет и тьму, жизнь и смерть.

Схема 1

Схема 2

Творец как модельное понятие имеет интересную интерпретацию: в армянском тур (дай), твец (дал) или твела (твала) приближается к модели слова творец, творение, творить. Обратите внимание на переход модели слова твел (твал) к слову два (число 2), где звук т заменяется на более мягкое д. А цифра два ассоциируется с творением, с созданием, с рождением.

По данным ведийской традиции, число два выступает как символ про-тивопоставления, разделения и связи, а также как символ соответствия. Число два защищает человека от небытия и соответствует творению Неба и Земли, рожденным в одном гнезде (Мифы народов мира). Оно лежит в основе бинарных отношений: мужчина и женщина, близнечество, чет-ность. Как таковое два противостоит трансцендентному одному, единому (вед. eka). Два по-армянски – “ерку”. Тепло и холод, день и ночь, твердое и жидкое – все в природе держится на законах равновесия, гармонии, сох-ранения энергии. По ним развиваются пропорционально “дух и материя”.

В основе развития социально-экономических, физических и биологических процессов лежит принцип наименьшего действия при котором затраты энергии минимальны. Какое бы движение руки ни проделали, ка-кой бы путь ни прошли бы пешком, затраты энергии (химической, тепло-вой или биологической) – минимальны. Этот принцип характеризует и затраты духовной, мыслительной, интеллектуальной энергии. Возникновение понятий и слов, отражающих “потребность – действие – результат – образ – запоминание – воспроизведение” также определяется принципом наименьшего действия.

Понятия ЕРКИР И ЕРКИНК отображаются более емким словом БНУТЮН (ԲՆՈՒՏՅՈՒՆ) – природа, от слова БУН (ԲՈՒՆ) – гнездо. ЭРЕБУ-НИ – древнее название города Ереван (современной столицы Армении). ЭРЕБУНИ состоит из ЭРЕ и БУН, где ЭРЕ – эревал (ԷՐԵՎԱԼ) – выходить, появляться, а БУН – гнездо. По смыслу ЭРЕБУНИ соответствует появившемуся гнезду, месту жительства. Может это место, где “вырос”, сотворен первый библейский “человек”?

Теперь о металле, железе – ЕРКАТ (ԵՐԿԱԹ). Не исключено, что железо сравнивалось с “молоком” Матери-Земли: КАТ (ԿԱԹ) – молоко, ЕР-КИР – земля, т.е. ЕРКАТ – молоко земли? При извержении вулканов рас-каленная лава текла как молочная река. При этом гора могла ассоциироваться с грудью кормящей женщины. Вспомним по Библии Моисея, призывающего своих соплеменников идти в обетованную землю, где текут молочные и медовые реки. Согласно армянскому мифу, бога грозы и молнии Ваагна рождали в муках небо и земля.

С ЕРКАТОМ связаны понятия КРАК (ԿՐԱԿ) – огонь, горящие угли и КРАКЕЛ (ԿՐԱԿԵԼ) – стрелять (выходи огонь). Разве может металлургия быть без огня и каменного угля? Каменный уголь по-армянски КАРА- ЦУХ (ԿԱՐԱԾՈՒԽ’) – КАР, каменный, а АЦУХ (ԱԾՈՒԽ) – уголь. КРАК и КАР (ԿՐԱԿ ու ՔԱՐ) – родственные модели знаний – слов. От камня (вул-кан, гора) “рождается” огонь. Аналогичное происхождение имеет русское слово кремень.

Рассмотрим семантику слов КАР и КАРЬЕР. КАР (немецк. kar) это цирк, крестовина, естественное чашеобразное углубление в привершинной части горы, с крутыми скалистыми стенами и полу-вогнутым днищем. КАРЬЕР (фр. carriere от позднелатинского quarraria, quadraria) – каменоломня по добыче угля, руд и полезных ископаемых. Можно утверждать, что данные понятия имеют одну прародительницу, а именно слово КАР (ՔԱՐ.

В санскрите karkara означает твердый. Карбо (от лат. carbo, род. падеж carbonis) означает уголь и является составной частью слов, относящихся к соединениям углерода; кремль – каменный, крематорий, крепость, карбид, керосин, керогаз и др. Связи между моделями слов НАФТ (ՆԱՖՏ) и керосин легко проследить, если вспом-нить наименование “каменного” масла – КАРАЮХ (ՔԱՐԱՅՈՒՂ), данное древними нефти. По-английски сырая нефть – crude oil (oil – масло).

Армянское нагорье слывет древнейшим металлургическим производством и богато соответствующими ресурсами (медь, золото, марганец и т.д.). Во время крупных лесных пожаров текут реки расплавленной ме-ди. По всей видимости, именно о медных и железных молочных реках идет речь в Библии.

Известно, что протоармяне обладали высшей культурой металлообра-ботки. Родственные индоевропейские племена одно из племен называли словом “hal” (от “Haleos” – медь), что означает кузнец (С. Умарян). АЛЕЛ (ՀԱԼԵԼ) означает плавить, расплавить, топить. Очевидно, плавить
и расплавлять можно огнем, лучами солнца. Может быть, и имя Халди (Haldi), главного бога в пантеоне государства Урарту (воина, стоящего на льве), имеет отношение к огню, солнцу?

Сахар по-армянски ШАКАР (ՇԱՔԱՐ) от КАР (ՔԱՐ) – камень. Сахар по-греч. sakchar, от санскритского саркара – гравий, песок. Древний го-род в Армении Мегри (ՄԵՂՐԻ) в переводе означает мед. Библейский рай (Эдемский сад) находился вблизи Тигра и Евфрата, двух из четырех рек, которые омывали его согласно Библии (кн. Бытия, гл. 2). Остальные две – Аракс и Кура? Стремление верующих найти Эдем (“мед”) чрезвычайно сильно. Даже в новое время, несмотря на возросший объем географических знаний, поиски его продолжаются. В 1666 г. М. Карвер снабдил свою книгу картой, на которой Рай помещен в Армении.

Сопоставление сведений шумерских, аккадских и древнееврейских источников показывает, что “страна святых обрядов (законов)” и “страна бессмертных” – Аратта (А. Мовсисян), гора Нисир, горы Арарат/ди и “гора (страна) собрания богов” располагаются на Армянском нагорье. Авторы убеждены, что в один прекрасный день на территории Армянского нагорья (говоря слова-ми Э. Кьера) “мы найдем кодекс (свод законов), который служил многим людям в до – и раннеассирийское время, как по форме, так и по своим установлениям и был бы ближе любого другого к законам Моисея”.

Рассмотрим слово КАРАВАН (ՔԱՐԱՎԱՆ), которое состоит из КАР и ВАН. ВАНЕЛ (ՎԱՆԵԼ) – отталкивать, отбрасывать. Караван – это то, что отталкивает, “несет” камни. Мысленно перенесемся через века на Ближний и Средний Восток. Караваны идут… Караван (франц. caravane, перс. кар(е) ван) означает: группу вьючных животных – верблюдов, ослов, му-лов и лошадей, перевозящих грузы и людей, группы путешественников, соединяющихся для взаимной помощи и безопасности в пути. Речной караван – это несколько несамоходных судов, барж и плотов, буксируемых по реке, или транспортных судов, перевозящих грузы на дальние расстояния.

Люди носили камни на руках (производительность маленькая), потом на плечах, затем в мешках. Не связано ли слово КАРПЕТ (ԿԱՐՊԵՏ) – ковер с этим процессом? На ослах, лошадях (а может и верблюдах, слонах) несли камень в различные страны и “торговали” им. Вот так и воз-никло слово КАРАВАН (лат. karawanken – тащить камень), потом и КА-РАВАН-САРАЙ (считают до сих пор от перс. сарай – дворец, дом) – это постоялый и торговый двор для караванов. Наиболее распространены два типа. Зальные (встречаются в Армении) – прямоугольные здания, разде-ленные на нефы. Средний неф предназначался для людей и товаров; в боковых нефах находились животные.

Рассмотрим слово карта – КАРТЕС (ՔԱՐՏԵՍ). КАР и ТЕС переводятся как камень и смотри. Так неужели первые карты (географические и исторические), сама практика картографирования зародились на Армянс-ком нагорье? А почему бы и нет? Древнейшей в мире считается карта, на-рисованная на стене, датируемая примерно 6000 г. до н. э. Она найдена в 1963 г. при археологических раскопках на западе центральной части сов-ременной Турции. На ней изображен план города Чатал-Хююк эпохи нео-лита: дома и улицы, лежащие у склона горы Хасан-Даг с ее извергающим-ся вулканом. Следует отметить, что этнически турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен (глав-ным образом огузов и туркмен), переселившихся в Малую Азию из Средней Азии и Ирана в 11 – 13 вв. во время монгольских и сельджукских за-воеваний, и местного малоазийского населения.

Смешиваясь с местным населением (греками, армянами и др.), тюрки ассимилировали часть его, но сами перенимали у него навыки хозяйства и многие черты культуры. Более подробно см. БСЭ, 1977 г., т. 26, стр. 341. КАРТА – нем. karte от греч. chartes – лист, свиток папируса для письма. Именно слово КАРТЕС по своей семантике, отражающее соответствующие знания, как нам представляется, лежит в результирующей основе опыта картографирова-ния.

Продолжим размышления и рассмотрим слово КЕРЕЛ (ՔԵՐԵԼ) – царапать, наносить борозды. На чем можно царапать? Конечно же, на камне, дереве, металле, коже и костях. Чем же царапать? Заостренным камнем, например, САТАНАКАРОМ – обсидианом. КЕРЕЛ образовалось от сло-ва КАР (ԿԱՐ). КОРЕЛ (ՔՈՐԵԼ) – чесать. В древности было удобнее че-сать камнем. Многие названия, понятия, знания отражают результат при-менения того или иного предмета.

Например, слово АКАРОЗ – зудневая чесотка, хроническое заболевание животных, сопровождающееся зудом и воспалением кожи (греч. akari – клещ). “КОР Э ГАЛИС” (ՔՈՐԵ ԳԱԼԻՍ) – чешется и хочется “погладить” (почесать) камнем. Обратите внимание на фразу “КАШИН КЕРЕЛ” (ԿԱՇԻՆ ՔԵՐԵԼ) – сдирать, раздирать кожу. Камень в древности использовался для обработки, отделки кожи и шерсти. Из шерсти вязали КАРПЕТЫ. Появилось модельное сло-во КАРЕЛ (ԿԱՐԵԼ) – шить.

Древний цирк, по-армянски цирк – КРКЕС (ԿՐԿԵՍ). КР (ԿՐ) и КЕС (ԿԵՍ) – половина, место, помещение, где делят, ломают камни? Богаты-ри крошили камни, и чтобы восхититься их силой, люди собирались вокруг арены. И сейчас охотно идут в цирк, чтобы наградить аплодисмента-ми демонстрацию ловкости и силы.

Обратимся к более сложным моделям знаний, геометрическим понятиям, например, длинный и короткий – (ԿԱՐՃ ու ԵՐԿԱՐ). Мерой длины когда-то могли служить каменные эталоны – длинные и короткие. Пред-ложим читателю мысленно бросить камень в воздух. Если он попадет ко-му-то в голову, то, пойдет кровь. А какого цвета кровь? Естественно, красного.

Взрослые говорят, не играйте с большими камнями, в камне есть кровь (ՔԱՐԻ ՄԵՋ ԱՐՅՈՒՆ ԿԱ). Красный поармянски – КАРМИР (ԿԱՐՄԻՐ) от КАР и МИР. Слово МИР отражает процесс мрел (ՄՐԵԼ) – красить, чернить. КАРМИР означает окрашенный в красный. Окрашенным в красный бывает камень, когда кровь падает на камень и окраш-вает его. С понятием “красный” в русском языке тождественны модели слов красивый, красота, краска.

Бросим опять камень. КРЫВ (ԿՌԻՎ) – борьба, КРВЕЛ (ԿՌՎԵԼ) – сражаться, ПАЙКАРЕЛ (ՊԱՅՔԱՐԵԼ) – бороться. Если камень попадет в тело, то будет синяк (КАРБАХОТ – քարբախ’ոտ). Если очень сильно бросить камень, то ударившись о скалу может расколоться на сотни кусочков, взорваться – պայթել. ПАЙКАРЕЛ (взрывать камни) – отражает характер борьбы.

В борьбе надо наклониться, чтобы взять камень и бросить в противни-ка, надо спустить камни с гор, чтобы построить жилище, крепость. Отсю-да можно сделать вывод о происхождении знаний, скрытых в словах КРТНЕЛ (քրտնել) – потеть, КРЕЛ (կրել) – носить, таскать и КРАНАЛ (կռանալ) – наклоняться. Нести что? Камень. Наклониться и взять что? Камень. Этот образ генетически “сидит” у одомашненных животных, например, собак. Как только мы наклоняемся, собака сразу бежит прочь.

В ее “генах” хранится образ человека с камнем. Это классическая иллюст-рация к условному рефлексу. Слово “образ” по-армянски ПАТКЕР (պատկեր), состоит из ПАТ и КЕР, соответствующие понятиям стена и борозды или царапины. Субъективное отображение объективного, практики, действия, опыта находит место в словообразовании. Высокий уровень образного мышления характеризует в большей степени художников, поэтов, ученых и архитекторов, людей с креативным мышлением.

ПАТКЕРАСРА – с этим словом профессионально связаны современ-ные художники. Дети активно рисуют в возрасте 3 – 4 лет на стенах квар-тир, домов, на асфальте. Не ругайте их за эту деятельность. Наоборот, ра-дуйтесь. Ведь имеет место процесс реализации программы, заложенной в генах, самопроизвольного воспроизводства архезнаний. Наша задача – обеспечить условия для ее эффективного развития. ПАТКЕРАСРА (պատկերասրահ) – картинная галерея. ПАТКЕРАСРА от ПАТКЕР (об-раз) и СРА – сарай (вспомните караван, караван-сарай). Сарай это место ночлега, отдыха, остановки. Картинная галерея сегодня – это “прообраз” будущего для караван-сарая.

Перенесем читателей в мир других удивительных образов – наскаль-ных изображений и рисунков. ЖАЙРАПАТКЕР, ЖАЙР (ժայռ) – скала и ПАТКЕР – образ. По модели знаний к ПАТКЕР подходит и КЕРПАР (կերպար). КЕР, КЕРЕЛ (քերել) и КЕРТЕЛ (քեռթել) – строить, возводить, созидать, творить, сооружать. ЖАЙРАПАТКЕР – означает нане-сенный, нацарапанный, выскобленный на скале образ.

Десятки тысяч наскальных рисунков в Армении – это клад бесценных сокровищ, теплица знаний древней цивилизации, это университет под открытым небом, это энциклопедия, библиотека симфонии разума и опыта, накопленный банк информации, “каменные” проекции мыслей о жизни. Это застывшие слова и музыка, пение и танцы, визуализация архекультуры, отображение искусства и науки выживать и побеждать. Это гимн разуму, который призывает к общечеловеческим ценностям, свободе, равенству и братству. Он учит входить в гармоничные отношения с окружающим миром, с природой, друг с другом.

Наскальная энциклопедия КАРЕДАРАН (Քարեդարան) – каменная родительница Библии. И не только. Это карты созвездий, в которых скон-центрированы астрономические знания древних о планетах и звездах. По ним в древности, определялись торговые пути. Ими пользовались карава-ны. Они были необходимы при проведении пашни, орошении земли и сборе урожаев.

По страницам Каредарана можно убедительно иллюстрировать разви-тие некоторых математических и геометрических понятий, основанных на знаниях модели слова КАР (Քար – четыре): четыре угла (конца) камня правильной формы легли в основу понятия КАР – квадрат, на лат. quadratus четырехугольный. Это, прежде всего, КАРАКУСИ (Քառակուսի) – квадрат, КАРАСУН (Քառասուն) – сорок, КАРОРД (Քարորդ) – четверть.

КАРАКУСИ (квадрат) – равносторонний прямоугольник. Он обла-дает замечательными свойствами. Это удивительный сплав гармонии, симметрии, устойчивости и равновесия. Камень в древности служил ме-рой и единицей весовых отношений.

КВАДРАНТ (лат. quadrans, род. падеж quadrantis – 4-ая часть) – квадрант плоскости – любая из 4 областей (углов), на которые плоскость делится двумя взаимно перпендикулярными прямыми, принятыми в ка-честве осей координат. Квадрант круга – сектор с центральным углом в

90 градусов, 1/4 часть круга. Квартал – район, четвертая часть города.

Впервые способ квадратно-гнездового посева был применен, когда се-мена сельхозкультур размещали по несколько штук в углах квадрата (прямоугольника). При этом способе растения на поле размещаются равномернее и лучше используют почву, сокращается расход воды и семян, значительно снижаются затраты ручного труда.

Два человека стоят с камнями в руках. Этот символический образ весов есть не что иное, как созвездие весов. На рис. 1 (см. приложение “Наскальные рисунки Армении”) представлена картина боя быка и человека в виде свастики – КАРАТЕВА (Քառատև). Они графически отображают по С. Петросяну созвездия Тельца и Гайка – прародителя армян. Это образы равновесия и борьбы между добром и злом.

Бел, божественный представитель семитов-идолопоклонников (часто выступает в образе быка), нарушитель принципов “мирного сосущество-вания”, погибает, сраженный Гайком. Гайк как символ свободы и незави-симости, вознесшийся в небеса и почитавшийся как небесное светило, был не только прародителем, но и основателем в 2107 г. до н. э. армянско-го государства (М. Хоренаци). Гайк, который “был противником всех, кто подымал руку единоличного господства над всеми исполинами и по-лубогами”, не желал покориться Белу… “Он гордо выступил, поднял руку против самовластия Бела, когда род человеческий распространялся по всей широкой земле…” Праправнук библейского Иафета (Гайк) борется с праправнуком Сима (Белом).

Символично, что Гайк не хотел участвовать в захватнических войнах, где “разъяренные люди, вонзая меч в бок своим собратьям, думали гос-подствовать друг над другом”. В результате этих войн Бел “утвердил власть свою над всеми”. Год зодиакального календаря по фрескам, обна-руженным при раскопках древних Фив, начинается со знака Тельца. Исс-ледователи это объясняют тем обстоятельством, что в III – II тыс. до н. э. весеннее равноденствие проходило через последние звезды созвездия Тельца над созвездием Ориона (Гайка) вблизи Млечного пути. Поэтому созвездие Тельца считают первым созвездием Зодиака, и год начинается с момента, когда Солнце проходит в знак Тельца. Гайка олицетворяли с космическим и земным временем. Гайк выступал как бог времени.

Принцип наименьшего действия, характеризующий развитие приро-ды, математически отображается квадратичной функцией. Зрительная система базируется на процессах, отображающихся также квадратичными функциями. Золотое сечение, числа Фибоначчи – они имеют отношение к квадрату (КАРАКУСИ). Бросим опять камень и мысленно нарисуем траекторию его полета. Или же камнем проведем линию по земле. И в том, и в другом случаях получаем разные формы кривых или, по-армянски, КОРЕР (Կորեր). КОРЕР – кривые (КОР и КР). В русском языке – КР,

в армянском – КОР. КОРАН (Քորան – сними камень или сними корень (смотри в корень, основание)? КОРАН – это книга мудрости. Сравните с  армянским словом КТАКАРАН – новый завет, переводится как КТАК – завещание и КАРАН, КАР – сделать пошив, зашить или АРАН – творение. В целом данное слово синтезирует идею сотворенного завещания. От КОР: коридор, кортеж, координата, кора, коррупция, корт, корреспондент, корыто.

Квадратный по форме камень поделим на четыре одинаковых квадратика. Полученный квадратик является одной четвертой частью исходного квадрата. КАРОРД (Քառորդ) – одна четверть. Камень успешно мог играть роль единицы счета, измерения (Երկար և Կարճ), а также служить мерой веса – КАРАТ. КАРАТ, КАР (камень) и АТ (Հատ) – единица, штука. КАРАТ (итал. carato, араб. кират, греч. keration – стручок рожко-вого дерева, семена которого служили мерой массы) применяется в юве-лирном деле для определения массы драгоценных камней и жемчуга, а также для обозначения пробы сплавов благородных металлов. В качестве меры весов в древности использовали КАНКАР (Քանքար), что пример-но равно 138-и литрам. Канкар также представлял стоимость золота или серебра, имеющих тот же вес, равный 45 кг 333 г. В древней Киликии де-нежной единицей служил КАРТЕЗ (Քարտեզ), который стоил 1,5 фран-цузских сол.

Дизайн слова КАРУСЕЛЬ включает КАР (четыре). Четыре доски (в форме креста) положим на камень в центре. Чем не карусель? Обратите внимание: в слове крутить основа КР (камень). КРЕСТ! Какое удиви-тельное и емкое слово. По-армянски крест – КАРАТЕВ, имеющий четыре крыла (опять КР). КРЕСТ (КР и ЕСТ) – это имеющее четыре крыла, лу-ча. Можно предположить, что крест (лат. crux, нем. christ, англ. cross) лежит в основе происхождения имени Христа. Разгадка смысла четверто-вания Христа кроется в его “скреплении” в четырех частях? Христос воскрес, его идеи распространяются по четырем направлениям креста, на котором он был распят.

Вспомним слово КАРАТЕВ (v) – четыре крыла. Понятие четвертовать имеет более глубокий смысл, чем мы до сих пор предполагали. У человека если четыре крыла, он не сможет улететь (так же, как и его идеи, и мысли). Он останется на месте. КАРАТЕВ (Քառաթև) сравним со словом кружиться. При вращении креста в положении лежа вокруг неподвижной оси, на земле остается след

в форме круга или окружности (край, округ, окрестность, перекресток и перекрестье). С крестом ассоциируется свастика – КАРАТЕВ (Քառաթև) или КЕРАХАЧ (Կեռխ’աչ). Если наложить две свастики, вращающиеся в противоположных направлениях, то получим изображение квадрата с крестом.

Квадрат (КАРАКУСИ), КАРАК и УС – означает плечо, символизирующее принцип плотной упаковки. Плечо, могло ассоциироваться древними как естественная модель прямого угла. КАРАКУСИ представляет образ космического равновесия, устойчивого состояния в виде плоскости на четырех опорах (дом на четырех сваях, тележка на четырех колесах). КАРАСУН (Քառասուն) можно рассматривать как четы-ре сваи (сун), опоры. Из образа квадрата с крестом выводятся все арифметические цифры десятичной системы счисления от 1 до 10.

Цифра 4 и русская буква Ч (начальная буква слова четыре) похожи по форме, скорее идентичны. В армянском языке графический образ буквы ù (первая в слове КАРАКУСИ – квадрат) несет в себе почти всю нагрузку рассматриваемого понятия. Из образа квадрата с крестом можно вывести все буквы армянского алфавита. При внимательном рассмотрении образа приходим к выводу, что он – прамодель ХАЧКАРА (Խ’աչքար) – крест-камня. Философия армянских крест-камней (их десятки тысяч) чрезвы-чайно глубока и требует осмысления. ХАЧКАР, на наш взгляд, есть своеобразная пятимерная модель мира (трехкоординатное пространство, время и масса). ХАЧКАР – это отображение на плоскости пятимерного континуума.

С развитием общества и производства, с увеличением численности на-селения возникла потребность руководить, регулировать общественные отношения. Иными словами, управлять процессами. Управлять по-армянски КАРАВАРЕЛ (Կառավարել), КАР – камень, ВАРЕЛ (վարել) – тащить, катать. КАРАВАРЕЛ есть умение катить камень. ВАРИЧ (Վարիչ) – заведующий, руководитель, КАРАВАРИЧ (ԿառաՎարիչ) – управляющий.

Имеется множество слов с основой КАР, отражающих функции и особенности управления: КАРУЦВАЦК (Կառուցվածք) – система, кардинал (лат. cardinalis – главный, кардинальный, основной), кардиограмма (сердцеграмма), корона, король, КАРГОН (Քարգոն) – властелин, демократия, аристократия (КРАТ – власть), КАРЦИК (Կարծիք) – мнение, КАРЕВОР (կարևոր) – важный, КИРАРЕЛ (Կիրառել) – претворять, КИРАРАКАН (Կիրառական) – прикладной, КАРГАПАУТЮН (Կարգապահուտյուն) – дисциплина, КАРГЕР (կարգեր) – ряды, карьерист, карьера, НКРТИЛ (նկրտիլ) – стремиться, КАРТУГАР (Քարտուղար) – секретарь, КАРАВАРУТЮН (Կառավարուտյուն) – правительство, КАРГАВИЧАК (Կարգավիճակ) – состояние, статус, КАРЕЛИ Э (կարելի է) -можно, МАКАРДАК (մակառդակ) – уровень, КАРОЗЕЛ (Քարոզել) – проповедовать, критика, кретин, спикер. Прокуратор (от лат. procurare – управлять) в Древнем Риме – управляющий хозяйством, чиновник по сбо-ру налогов. В генезисе понятия власти кроется глубокий смысл.

Первоначально управляли, или имели власть (символом которой стала корона) лица, умеющие “катить” камень. Объект управления – неодушев-ленный предмет. Субъект управления – работающие люди. В последую-щем, при развитии торговли и разделении труда начали появляться люди, имеющие много камней, которые мерились единицей измерения КАРАТ и ценились очень дорого. С появлением железа во 2 тыс. до н. э. (железо ценилось больше золота и даже считалось денежной единицей) произош-ли важные преобразования в жизни и в быту.

В течение многих столетий слово “адамас” обозначало железо и его сплавы. Одновременно АДАМАНД означает драгоценный камень брил-лиант. Обладали властью, управляли избранники, у которых было много камней, потом железа, затем золота, алмазов, бриллиантов. Власть, т.е. право управлять, постепенно переходило от мудрых к “богатым”. Таким образом, непосредственно от лиц труда власть переходила к обладателям предметами труда. Объектами управления становились люди. С появле-нием денежных единиц власть начала переходить к обладателям этих ка-питалов или основных средств. Крона – денежная единица в Швеции, Чехии и в других странах, происходит от модели корона, а та, в свою оче-редь, от корня КР (КАР).

Переход власти к обладателям золотых запасов, к обладателям их де-нежных эквивалентов, а в настоящее время по закону спирали к обладателям интеллектуального капитала закономерен. Существует даже замечательное определение господства: плутократия (от греч. Plutos – богатство и kratos – сила) – власть богатых, экономически наиболее влия-тельных слоев общества. В русском плут означает обманщик. Слово бан-кир, БАН и КИР (БАН на армянском означает нечто), а КИР – КРЕЛ (կրել) – нести. Банкир это тот, кто что-то несет, имеет? Аналогично “осмысливается” слово кредит.

Рассмотрим семантику английского слова jewel (джуэл), что означает драгоценный камень (мн. драгоценность). Jeweler – ювелир. В русском этому понятию соответствует слово ювелир. По aнглийски Jew (джу) – еврей, а jewish – еврейский. Обратим внимание на армянское слово ГРЕА (հրեա) – еврей. ГРЕА (հրեա) и հրել (толкать, толкнуть, быть может от огня, очага, солнца, отца). Есть и другой вариант интерпретации հրեա,,, հրե – огненный, огневой. Так сверкают драгоценности.

Евреем в древности мог называться человек, которого прогнали. Если прогнали, то за что? Быть может, за то, что был алчным, за страсть к рос-коши, драгоценностям. Он любил обогащаться, предпочитал человечес-ким (духовным) ценностям материальные? Библейский Иаков – Израиль, согласно народной этимологии, означает борющийся с Богом (Г. Гече). Если с Богом, то и с солнцем, если с солнцем, то и с его детьми. Но Бог, всего лишь ранив в бедро, дарует жизнь Иакову.

Читателям будет интересно знать, что МАРД (մարդ) по-армянски оз-начает человек, читая обратно – ДРАМ (դրամ), денежная единица, а ЛУМА – АМУЛ – не рожающая. Что это случайность или закономерность? Художник А. Зудин прекрасно в символической форме отобразил воина, стоящего у философского камня на дороге в виде знака доллара. Его семантика отражает “лестницу – путь в вечность, бесконечность” или “овладение гармонией жизни”.

Допустим, что прародитель имел два сына. Один из них почитал свое-го отца и остался на отцовской земле. Другого увлекли путешествия, бо-гатства, возможность обогащения. И он покидает отцовский дом, свой очаг (или же отец его отталкивает от себя). Первого назвали армянином – АЙ (Հայ), патриотом – АЙРЕНАСЕР (Հայրապետ. По-лат. ПАТЕР – отец. Отец по-английски – father, по-немецки – fater, родина – faterland, страна отца. Родина по-армянски – АЙРЕНИК (Հայրենիք), АЙР (Հայր) – отец. Армянское слово АРИ – муж, воин, воинственный, мужественный, armo (лат.) – вооружаю, armat (итал.) – сильный, вооруженный человек, aristos (греч.) – наилучший, аристократия (греч.) – власть лучших, знати, АРМЕН – арийский человек, сильный, лучший (ср. военный термин ар-мия). Первый сын отца – АЙ (самоназвание армян (Հայ) становится осно-вателем царского рода АЙКАЗНУНИ (от родоначальника армян АЙКА). АЙК (Հայք от հայ и քար) интерпретируется как основатель айков, соз-датель, заложивший первый камень, отец, родитель. Древние почитали отца, родителя. И эти традиции сохранились.

В отличие от армян, древние евреи почитали мать больше, чем отца. Неужели они так “обиделись” на Айка, своего отца? Библейский леген-дарный Моисей, на наш взгляд, осознал, что значит оторваться от корней,

и повел свой народ от верной гибели на чужбине на землю предков, на Землю обетованную. В книге “Библейские истории” Г. Гече пишет: “Можно предположить, что переселение евреев в Египет относится ко времени господства там гиксосов (1750-1580 гг. до н. э.), которые проявили гостеприимство по отношению к израильтянам (возможно, родичам), ставшим им опорой в Египте.

Племя гиксосов построило новую столицу Египта в дельте Нила Аварис (Танис). Эпоха рабства для евреев начинается после освобождения Египта от ига гиксосов, когда новые фараоны рассматривают в качестве врагов представителей тех племен, которые поселились здесь в период господства гиксосов. Исход евреев из Египта можно датировать временем правления фараона Рамзеса II (1290 – 1223 гг. до н. э.), который считался великим строителем и широ-ко использовал рабский труд. Вполне понятно, что в изменившейся си-туации израильские племена, когда они превратились в рабов, стреми-лись освободиться из-под ига…“.

ГИКСОСЫ (горные армяне) или ГАЙКСОСЫ от ГАЙК и СОС. ГАЙКИ – это отцы-армяне, дети солнца, СОС – САС – САСУНЦИ (Са-сун – горный край в Армении). Новой столице Египта они дали родное наименование АВАРИС (от АВАР, ВАР). Аварис означает яркое, пламенное (ВАР – վառ) солнце.
В Египте разгадка библейской тайны отношений между потомками Сима и Иафета. “Египет и прежде всего район Гизы – колыбель современ-ной цивилизации, где сосредоточены ценнейшие исторические знания, причем не только материального, но и энергоинформационного плана. По мнению некоторых исследователей, именно здесь находится Разум Зем-ли, так называемая “золотая сфера вечности” (А. Семенов). Предпола-

гается экспедиция для изучения района пирамид в Гизе, в частности, ис-следования энергоинформационной ситуации региона, ее влияние на атмосферу Земли. Поскольку гиксосы и предки евреев имели “родственные” связи и проживали в соседстве в Египте, то они (израильтяне) не могли не перенять традиции, мифы, обычаи и в какой-то мере божеский пантеон с соответствующими легендами у гиксосов.

Раз они пересели-лись и остались в Египте, а не ушли с разбитыми гиксосами, то значит им было не так уж и плохо, по крайней мере, вначале. Но поскольку господствовали гиксосы (более цивилизованные), то протоевреям было что перенять. Вполне естественно, что в Библии ряд событий, мифов и героев гиксосского происхождения. Некоторые сведения мы уже выделили, но многое еще предстоит исследовать.

Властвовать эффективно можно лишь над несознательными, необразованными людьми. Вот здесь и кроется смысл управления. Субъект управления должен обладать характеристиками (качествами) бо-лее высокого порядка и уровня, чем объект управления. В этом случае можно говорить о руководстве. КАР (камень), КАРГ У КАНОН (կարգ ու կանոն)  – порядок и закон, КАРГАПА (կարգապահ) – порядочный, КАРГАДРУТЮН (կարգադրուտյուն) – распоряжение, КАРГЕЛ (կարգել) – упорядочить.

Рассмотрим понятие КИБЕРНЕТИКА (наука об управлении). Оно греческого происхождения и переводится как кормчий (ведущий, управ-ляющий корабль). Замечательное совпадение: в словах кормчий и корабль есть КОР, ассоциируется с КАР (քար). Интересно, что сказал бы “отец” кибернетики Норберт Винер по этому поводу? Кто же на самом деле король, если не лидер народа. Конечно, король – руководитель. А что же означает корона? Короновать? Корона есть символ, знак, предмет власти. А почему корону надевают на голову?

Объяснимо – править надо головой, с умом, знаниями, а не только желанием иметь власть и силой принуждения. Корону украшали бриллиантами. В этом кроется глубокий смысл… Важно в осмыслении понятия власти обратить внимание на производные от КРАТ: сто крат, кратия – власть, бюрократия, аристокра-тия, демократия. В армянском КРАТ встречается в слове МКРАТ (մկռատ) – ножницы. Ножницы имеют четыре элемента – луча, а также два кольца для пальцев: (МАТНЕР – մատներ). Армянское слово ХРАТ – совет.

В истории Армении (М. Хоренаци) встречаемся с плеядой великих царей, чьи имена включают корни КОР или КАР: КАРДОС ГАЙКАЗ-НУНИ (1743 – 1725 гг. до н. э., из династии прародителя Гайка), КАР,
САРКАР I (840 – 825 гг. до н. э.), САРКАР II (764 – 735 гг. до н. э.), САР-КАР III и САРКАР IV АРАРТУНИ, КОРНАК ГАЙКАЗНУНИ. Много когнитивной информации в слове вождь, предводитель (առաջնորդ – АРАЧНОРД от АРАЧ – вперед и НОРД – ведущий). НОРД (в английс-ком – north) – север, северные страны. Не указывает ли это на направление завоеваний?

Армянские имена в основе которых корни КАР и КИР: Карапет (озна-чает лидер, впереди идущий, открывающий дорогу, путь), Киракос, Корьюн, Карен, Каро, Каруш, Крпе, Крпо, Кармен, Карик, Карине, Кар-пис (греч. karpos, что означает плод), Закар. Известен айасский предво-дитель Караннис (конец XV – начало XIV вв. до н. э.), заключивший дого-вор с хеттским царем (Гр. Капанцян).
Умные, мудрые руководители возводили города и поселения, строили дороги и дворцы, храмы и водохранилища, каналы и крепости. КАРНАК означает комплекс храмов. В основе понятия крепость (крепкий) лежит свойство камня. Разве можно строить крепость без камня? И в слове акрополь буквосочетание КР имеет отношение к камню.

Многие географические названия древних армянских городов включают в себе корень КАР: Карби, Корчег (կորճեք), Карчаван (կարճավան), область Пайтакаран (1785 г. до н. э.), Тайоц – Кар, Арцвакар, область Корчайк (30 г. до н. э.), Карамлуг, Карин (1785 г. до н. э.), Карири (1785 г. до н. э.), Карс, Карке-миш (1785 г. до н. э.), Кар-Сипар (840 гг. до н. э.), Кармрашен, Кордрик, Кордук, Тейшебаини (Кармир-Блур), Арабкир, Караклис.

Следует отметить, что древним городам давались названия, состоящие из имени строителя с окончанием КЕРТ: Машкерт, Цолакерт, Тиграна-керт, Бакуракерт, Варданакерт, Махкерт, Артакатнакерт, Хунаракерт, Нпркерт, Маназкерт. Районы вокруг этих городов славились добычей камня, наличием разнообразного строительного материала. Характерно, что некоторые из них строились на берегу рек, например, Куры, Аракса и Евфрата. Как для градостроительства перевозить камни на большие расстояния? Очевидно, лучший способ грузить их на корабли или плоты и плыть по рекам, озерам и морям. Первые корабли строили с этой целью.

В Библии есть любопытнейший рассказ, основанный на достоверных фактах об использовании речной глины древними вавилонянами в качест-ве строительного материала (Э. Кьер). В Месопотамии камня почти нет. “Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И ста-ли у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести”. (Бытие 11. 2 – 3). Это датируется примерно 3000 г. до н. э. Древние вавилоня-не знали строительные свойства камней (кирпичей) и умели их обжигать. А этому где научились? Откуда на самом деле они пришли? Из соседних с Междуречьем стран много камней только в Армянском нагорье и в Египте.

В армянском КАРАН (կառան) означает канат, а КАРАНАТЕХ (կառանատեղ) – причал. По латыни carina – кожура ореха, корабль. Ка-равелла (итал. caravella, с корнем КАР) – высокобортное морское парусное судно с одной палубой, 3-4 мачтами и высокими надстройками в но-совой части и на корме (КОР). В литературе имеется описание древнего уникального типа корабля – “ванского судна” с четырехугольным пару-сом. Встречаются и другие морские термины с корнями КР и КОР, нап-ример, крен и якорь. Фантастически выглядит предположение, что в древности торговали ТАНОМ. ТАН (թան) – прохладительный молочный напиток (очень цен-ный для пищеварения). ТАН перевозили в бочках или карасах на кораблях также как и нефть (КАРЮХ – քարյուղ). Это послужило прообразом для понятия танкер ТАН и КРЕЛ (нести тан)? Остров Крит в Эгейском море ассоциировался с большим камнем. Искусственному камню пра-вильной формы дали наименование кирпич КИР (կիր) – глина, мел.

Можно продолжить симфонию о камне. Как он вошел в планировку архитектурных комплексов, в частности, крестокупольных храмов, в орнаментистику (свастика, круг и крест), в хачкары, вишапакары и др. Как КАРАКУСИ – квадрат в виде геометрического элемента нашел при-менение в градостроительстве, математике, искусстве, ковроделии, музы-ке. КАРОРД (քառորդ) – четверть, КАР и ОРД. КАР это камень, а ОРД – ВОРДИ (որդի) – сын. КАРОРД можно интерпретировать как “сын” кам-ня, одна четвертая часть. Следует отметить связи слов КАРАКУСИ – квадрат, КАРАСУНК – 40 дней, КАРАСУН – сорок с медицинским тер-мином КАРАНТИН от итал. quarantela (квадро, квадрат) от quaranta giorni – сорок дней. Под КАРАНТИНОМ понимают систему мероприя-тий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний и сорок дней задержки судов для предохранения населения от холеры и чумы в древности.

Названия представителей животного мира, издревле заселивших тер-риторию Армянского нагорья, несут “знания”, “крест” камня: КРИА (կրյա) – черепаха, КАРИЧ (կարիճ) – скорпион, КАРАРЦИВ (քարարծիվ) – беркут. Немало представителей животного мира и в рус-ском языке с корнями КАР или КР: крыса и крот из семейства грызунов, каракары – подсемейство птиц из семейства соколиных, карбыш – назва-ние некоторых грызунов, морская каракатица, выпускающая в момент опасности “черную бомбу”.

Камень служил в древности основным инструментом производствен-ного назначения: жернова, ступы, рудотерки, обогатительные установки, песты, каналы. Он активно использовался в земледелии и сельском хо-зяйстве. И многие слова образованы на основе корня КАР, например: КАРТОФИЛ (կարտոֆիլ) – картофель. В древности в качестве красите-лей использовался КАРМИН (красный) – КАРМИР (կարմիր), франц. carmin, от арабск. кирмиз – кошениль и лат. minium – киноварь). Кармин добывался из тел бескрылых самок червеца.

В современный период в производстве красителей и лекарственных веществ используется карбазол – бесцветный кристалл, нерастворимый в воде. Карбазол выделяют из каменноугольной смолы. Карбонид – то же, что и мочевина. Корень КАР лежит в основе некоторых названий рода листопадных кустарников, например КАРАГАНА – небольшое дерево семейства бобовых, которое используют и сейчас для закрепления склонов. Караган растет по склонам гор и на скалах. Первая пища добывалась с камня. Мох и лишайник (քարամամուռ) выскребали с помощью того же камня, острым обсидианом. Поверхность камня назвали МАКЕРЕС (մակերես).

Друг – ЭНКЕР (Ըն – общее и կեր – пища) – общая пища. Дру-гом считали того, с кем делили пищу? Шел дождь. Иногда в холодную погоду капельки дождя превращались в льдинки и падали на землю, на головы. Этим льдинкам дали название КАРКУТ (կարկուտ) – град (КАР – камень и КУТ – зерно).

Нам представляется, что процесс образования письма тесно связан с понятием камень: КАР – КЕРЕЛ – ГРЕЛ (քար-քերել-գրել) – камень – царапать – писать. На базе КЕР в армянском есть множество слов, кото-рые ассоциируются с образами действий: скоблить, скрести, соскабли-вать, соскребать. Например, КЕРЦЕЛ (քերծել) – драть, обдирать, сдирать, царапать, КЕРЦОТ (քերծոտ) – скалистый, КЕРТЕЛ (քերթել) – драть, сдирать, обдирать, а также стихотворствовать (древн.). КЕРТОХ (քերթող) – стихотворец, грамматик, литератор, а КЕРТОХУТЮН (քերթողուտյուն) – стихотворчество, КЕРТВАЦ (քերթված) – сочинение, литературное произведение, КЕРИЧ (քերիչ) – скребок, скребница, терка, КЕРЦ (քերծ) – скала, утес.

Камень был первым и самым прочным, эффективным носителем ин-формации, знаний, опыта. Даже образование не обошлось без “камня”. КРТУТЮН (կրթութույն) – образование, а КЕРАКАНУТЮН (քերականություն) – грамматика, как набор правил царапанья, “рисования” на камне первобытного письма. Можно проследить технологию за-рождения, развития и распространения письменности: КАРДАЛ (կարդալ) – читать, расшифровывать старые письмена, КАР и ДАЛ. Ка-мень выступает как запоминающее устройство, накопитель знаний и опы-та. КРДЕЛ (կրթել) – воспитывать, просвещать, просветить. АШАКЕРТ (աշակերտ) – ученик. Ученики, сидя на камнях, учились по камню, впитывая, бороздя, “выскребывая” наскальные образы. АШЕЛ (աշել) – смотреть, КЕРТ (կերտ от կերթ) – воспитывать, просвещать. Можем ли мы говорить о первых учебных заведениях, библиотеках, университетах, где обучались грамоте, писали и читали на камне, на каменных плитках и скрижалях? Конечно, да.

КАРАСУН (քառասուն – 40), КАРАСУНК (քառասունք) – СУНК (սունկ – սյուն – гриб – столб), сорокадневный срок после родов, сороковины, сорокадневный пост после рукоположения, сорокадневный возраст новорожденного, ХАЧАКИР (խ’աչակիր) – крестоносец, воскрешение, крещение, крест, КРАПАШТ (կռապաշտ) – идолопоклонник, КРАКА-ПАШТ (կրակապաշտ) – огнепоклонник, КРАТУН (կռատուն) – капище, МКРТУТЮН (մկրտություն) – крещение, КРОН (կրոն) – религия, Коран, карма (санскрит – деяние, действие, плод действия), кара – наказание божеское, чакра, сакральность, КОРЕПИСКОПОС (քորեպիսկոպոս) – вице-предводитель, КОРЕШ (քորեշ) – предводитель, католикос, руководитель. КРИШНА (древнеинд. krsna, букв. “черный”, “темный”).

В Ригведе у ариев Кармара это кузнец, а Вишвакарма – мастер всех дел. Кришна по своей природе, прежде всего, защитник, избавитель. Викарий – помощник епископа по управлению епархией. Скрижали (две камен-ные доски) были использованы богом Яхве для написания слов открове-ния. Моисей в гневе их разбивает; затем он получает от Яхве новые скрижали (Исх. 34, 1-4).

С культом оплодотворения связаны многочисленные фаллосы (рис.2, см. приложение). В Зангезуре были обнаружены специальные камни, названные ПОРТАКАР (պորտաքար), к которым женщины ходили с на-деждой исцеления от бесплодия (Г. Вардумян). Человек сам по себе “крестообразен” – 2 руки и 2 ноги (4 конечности). Планы церквей в основ-ном крестообразные, круглые и прямоугольные (квадратные) или кругло-прямоугольные.

Наложим точки “миграции” слова КАР (քար) по пространственным и временным координатным системам исторической карты и получим языковую картину мира, распространения опыта, знаний, умений и навы-ков (по обработке и применению камня, добыче угля, руд и других полез-ных ископаемых, по производству железа, золота, меди и др.). Если с производства увяжем распространение науки и образования, медицины, культуры (карпетов, ковров, красок, лекарств, письма, оружия, колесного транспорта, карет, колясок, пищевых продуктов, наскальных изображний, карт созвездий, преданий, мифов, божеств), то сможем сформиро-вать карту распространения интеллектуального капитала древнейшей ци-вилизации. Для того чтобы построить карту, необходимо и достаточно ис-пользовать сведения, приведенные в приложениях (Государства и народы, Моря, озера и реки, Города и селения, Горные хребты и вершины, Пещеры и клады, Культура, Военное дело, Пищевые продукты, Животный и растительный мир, Медицина, Металлургия).

Читатель, осуществив построение подобной карты, станет первоотк-рывателем торговых путей, маршрутов движения войск, караванов по ко-торым шли предки, распространяя знания и технологии. Целесообразно построение подобных карт ввести в программы общеобразовательных школ. В наше время долг каждого человека внести свой вклад в построе-ние Музея каменной культуры – Каредарана – уникальной сокровищ-ницы духовного и материального производства, отражающей способы познания и моделирования предками внешнего мира и самих себя с по-мощью камня.

“На камне родился армянин, на камне жил, камень положил на ка-мень, поднялся на камни, поднял камни. В камнях вырос ребенок, играл камнем, узнал камень, укрепился как камень”. Рафаэль Исраелян, 1982 г.

Отрывок из книги Григория Вганяна: “Каменная летопись цивилизации”

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top