Таг ( Տաղ)- продолжительное, часто сольное, одноголосное песнопение средневековой армянской духовной музыки, носившее виртуозно-концертный характер; особый жанр профессиональной богослужебной музыки в средневековой Армении.
Таг – один из четырёх основных жанров духовной музыки средневековой Армении, это синтез музыкального и стихотворного искусства. Они являлись объемными монодиями, которые своим содержанием и мелодией напоминают вокальные и инструментальные арии последующих эпох. Самые первые образцы тагов относятся к Vв..
Как считают исследователи, первоначально подобные песнопения представляли собой поэтическую проповедь, которая символизировала интерпретацию событий земной жизни Иисуса Христа и деяния святых. Истоки искусства тагов обычно видят в творчестве гусанов и в повседневной музыкальной традиции крестьянства.
Различаются духовные и светские таги. Первые более объемны, чем светские. Духовные таги были привязаны к календарю церковных праздников и исполнялись во время богослужения, хотя могли звучать и за его рамками.
Расцвет искусства сочинения и исполнения религиозных тагов пришелся на Xв.. Наиболее ярким его представителем этого времени является Григор Нарекаци. Новый расцвет таговой лирики относится к XIIв., когда творили Хачатур Таронаци и Нерсес Шнорали.
Этот взлёт искусства тагов обычно связывают с созданием во II половине XIIв. более совершенной системы музыкальной нотописи, позволявшей точно записывать сложную и изысканную мелодию тага. Многие из духовных тагов сохранились в составе особых сборников – «Гандзаран».
Самый известный среди них – «Гандзаран» Мхитара Айриванеци, созданный им в 1286 году, содержащий созданные им сочинения, а также авторский комментарий к сборнику.
Духовные таги в отличие от шараканов не были каноническими песнями, во время праздновании и церемонии исполнялись для предания данному событию большей торжественности.
Среди позднесредневековых авторов религиозных тагов наиболее известны Аракел Сюнеци, Маттеос Джугаеци, Григор Хлатеци, Аракел Багишеци и др.
Уже в XIII-XIV веке религиозный таг постепенно начинает уступать светскому тагу.
Светский таг наибольшего развития достигает в творчестве Фрика (XIII в.). Из позднесредневековых авторов светских тагов наиболее известны также Ованес Тлкуранци, Мкртич Нагаш, Минас Тохатци, Петрос Капанци, некоторые произведения которых сохранились с хазами. Один из наиболее известных светских тагов — «Крунк» (Журавль), создан в позднем средневековье, сохранился в текстах XVIIв.. Самый ранний (из известных ныне) печатный сборник светских тагов “Тагаран” был издан в Венеции в 1513г..
Иногда встречается утверждение, что последним создателем светских тагов был Наапет Кучак (XVIв.). Однако, это утверждение ошибочно, и, вероятно, основано на словах самого Кучака о себе и как тагопевце, и, преимущественно, как ашуге (это название Кучак применил впервые по отношению к музыканту и поэту).
Создание и исполнение подобных сочинений продолжается активно в XVII и XVIII веках, хотя по интенсивности уступает уже искусству ашугов. Как особый жанр светской лирики таг просуществовал до XIX века.