Опубликовано: 13 Апрель, 2019 в 21:41

Гевонд Алиша́н — Армяновед, этнолог, ученый, поэт.

Гевонд Алиша́н (арм. Ղեվոնդ Ալիշան; настоящее имя — Керовбе Алишанян; 6 (18) июля 1820, Константинополь — 9 ноября 1901, Венеция) — крупный армяновед, этнолог, ученый, поэт. Член католической конгрегации мхитаристов (Венеция).

Керовпе Алишан родился 6 (18) июля 1820 года в семье учёного-нумизмата, в Константинополе.

Проучившись два года в местной армянской католической начальной школе, Керовпе в возрасте восьми лет был привезён в Венецию, где обучался в школе мхитаристов при армянском католическом монастыре Святого Лазаря.

Здесь он в совершенстве изучил древнеармянский язык — грабар, а также итальянский, английский, немецкий, французский, приобретает обширные знания по истории, географии, филологии. Школу Керовпе окончил в необыкновенно короткий срок.

В 14-летнем возрасте принимает иноческий сан и переименовывается в Гевонда (в честь героя национально-освободительной борьбы армянского народа 451 года — Аварайрской битвы). Будучи ещё учеником семинарии, Алишан становится членом арменоведческой конгрегации мхитаристов.

Сразу же по завершении учёбы назначается учителем той же школы. 7 июня 1840 года Гевонд Алишан был рукоположен в священника и назначен учителем, а вскоре — инспектором армянской школы Мурадян в Париже.

Впоследствии школа Мурадян была переведена из Парижа в Венецию, — и Гевонд вернулся в монастырь Святого Лазаря. С 1849 по 1855 год Алишан был главным редактором периодического органа мхитаристов Венеции — журнала «Базмавеп».

«Алишан исполнял разные монастырское должности, по долгу, и хотя неоднократно, при выборах генерального аббата ордена мхитаристов, кандидатура его была выдвигаема, он всегда отказывался, оставаясь простым монахом.

С 1830-х годов Алишан проявляет серьёзный интерес к различным областям арменоведения. В библиотеках, музеях, книгохранилищах разных городов Западной Европы он изучает армянские рукописи, обнаруживая многочисленные ценные материалы, связанные с историей и культурой армянского народа.

Алишан — автор капитальных трудов по армянской истории, этнографии, географии, культуре, многие из которых переведены на итальянский, английский, французский, немецкий языки.

Несмотря на свой пламенный патриотизм, Алишан был противником армянского национально-революционного движения, ошибочно полагая, что оно лишь провоцирует турецкие зверства, без каких-либо шансов возродить Армянскую государственность. Глубокий пессимизм внушил ему убеждение, что «надо приспособиться» к варварской и чужеродной власти.

Научные труды:
«Политическая география»
«Древние верования армян»
«Шнорали и проблемы его творчества»
«Флора Армении»
«Сказания об Армении»
«Сисван»
«Сисакан»
«Айрарат»
«Армения и Венеция в XIII—XIV и XV—XVI веках» и т. д.

Как учёный Алишан приобретает общеевропейскую известность. В 1866 году он был награждён орденом Почётного легиона, являлся членом Итальянского Азиатского общества, Московского Археологического общества, С.-Петербургского Общества любителей русской словесности, Йенской Академии философии и др.

Первые поэтические опыты Алишана относятся к 1830-м годам. Начал печататься с 1844 года в журнале «Базмавеп». Основное поэтическое наследие Алишана собрано в 5-ти томах, вышедших в свет в Венеции в 1857—1858 годах. Все стихотворные произведения в нём написаны на грабаре, объединённые в тематические циклы под общим названием «Напевы».

Поэтический сборник «Напевы»:
Том I — «О детстве»
том II — «О желаниях. О размышлениях. О природе»
том III — «Об отечестве»
том IV — «О Господе»
том V — «О печалях»

Стихи Алишана, написанные на грабаре, отличаются широтой тематики, многообразием форм и размеров, а также лексическим богатством и представляют собой заметное явление в общем потоке художественного творчества мхитаристов.

Однако они не выходят за рамки тематических, жанровых и формальных признаков поэзии армянского классицизма, следуя обязательным рационалистическим канонам этой школы. В поэме «Шаваршанова лилия» тепло и лирично излагается предание времён проникновения в Армению христианства (II—IV вв.), о мученичестве девы Сандухт.

Алишан первым внёс в армянскую литературу принцип поэтического цикла и культуру исторической и языковой стилизации. Алишан, кроме множества поэм и стихотворений, писал и прозу; наиболее известен его роман «Воспоминания о родине армянской» (1869—1870).

Перевёл на английский язык армянские народные песни, а на армянский — произведения Байрона, Грея, Мильтона, Лонгфелло и др., издав сборники «Антология английских поэтов», «Американская лира». Гевонд Алишан скончался 9 ноября 1901 года в Венеции на острове Святого Лазаря.

О нём:

«Я заранее предвкушал радость от свидания с нашим любимым Алишаном. Для нас, людей 90-х годов, имя его имело огромную притягательную силу. Мы знали наизусть чудесные стихотворения Патриарха: „Раздан“, „Соловей Аварайрский“, „Весна настала, армянский мирянин“, они были украшением наших учебников, мы с большим воодушевлением читали их на праздниках и вечерах.

К книгам его мы относились с тем почтением, которое внушает абсолютный авторитет. С помощью его географических трудов „Айрарат“, „Ширак“, „Сисакан“ мы познавали Армению и подобно ему, ещё не видя заветных мест, уже любили родину неизъяснимой любовью (Аветик Исаакян)»



ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.