Нахиджеванский регион — центр многовековой армянской письменности, где в Средние века действовали многочисленные школы рукописных книг. Расцвет искусства миниатюры здесь пришелся на XII–XVII века. До нас дошли более 300 рукописей, 140 из которых хранятся в Матенадаране. Известны центры письменности в Агулисе, Астапате, Апракунисе, Джуге, Нахиджеване, Шороте, Норашене, Цхна, Крна, Шахапунке, Оцопе, Куги. Здесь работали художник Симеон, писарь Вардан, Акоп Бстеци и многие другие видные деятели армянской письменности — более 200 человек.
Тяжелая политическая и экономическая ситуация в Армении отрицательно сказалась на развитии культурной жизни региона. В XIV веке Армения подверглась небывалым испытаниям, войска Тамерлана разграбили и вырезали целые регионы, в том числе пострадал и Нахиджеван. В результате этого культура пережила спад и ряд школ перестал действовать.
И все же сохранилось внушительное количество рукописей, созданных в XIV и последующих веках в Нахиджеване. В первой половине XIV века центрами письменности были Джуга, пустынь Бист Копатап, Нахиджеван, церковь Сурб Аствацацин в деревне Крна в Ернджаке. Во второй половине века — монастырь Сурб Товма в Агулисе, монастырь Апракуняц в Ернджаке, пустынь Синеакан в Гохтане. В начале XV века остались в основном Крна (Чахук), монастырь Магарда, или Сурб Нахаква, в Шамбидзоре, Агулис, а во второй половине века — Джуга, монастырь Куго (Куги). В XVII веке в качестве центров письменности упоминаются Нахиджеван, Джуга, Огбин, Агулис, Цхна, Паракан, Шорот, Ернджак.
Во второй половине XVII века духовный центр Нахиджеванского региона находился в ернджакском монастыре Сурб Карапет Апракуняц. До принятия сана католикоса в 1629–1632 годах Мовсес Хотананци основал в Шороте духовную семинарию: «из близлежащих деревень собрали мы сюда молодых для обучения».
Примечателен городок Шорот: более десяти женщин-писарей работали в здешней пустыни Кусанац (Девичья). Наиболее известные из них — Мариам, Маргарит, Шушан, Гоар. Только в Матенадаране хранятся более 40 рукописей XVI–XVIII веков, переписанных в Шороте. Из Шорота происходил и один из членов венецианского ордена мхитаристов — О. Сукиасян, который напечатал в 1781 году ценный труд по арифметике. Стоит также упомянуть работы католикоса Акопа Джугаеци, в которых представлены этнографические материалы (XVII век).
В источниковедческих трудах по истории армянского искусства можно найти несколько принципиальных подходов к ряду вопросов об искусстве. В одном из своих трудов известный в научных кругах толкователь Маттеос Джугаеци (XIV–XV века) дает в нескольких пунктах ответ на выдвинутый собой же вопрос: «Чем утешается человек?». Маттеос Джугаеци, который очень любил насыщать свои проповеди и посвящения сравнениями, взятыми из разных аспектов жизни, обращается к вопросу о получении новых цветов и оттенков путем смешивания различных красок.
В различных нахиджеванских школах миниатюры составлялись и переписывались ценнейшие книги. Иллюстрировали в основном Евангелия, Библию, а также обрядовые и религиозные сборники. Это исключительные по важности первоисточники, большая часть которых до нас не дошла, многие были уничтожены. По свидетельству С. Орбеляна, во время грабежей рукой врага была уничтожена важная часть духовного творчества армянского народа — хранилища рукописей. В 1170 году наместник Элткуз завоевал «Ккуц кар» и неприступную крепость Багаберд. Только рукописей Татевской церкви, которые захватили турки в Багаберде, насчитывалось более 10 000. Вероятно, большая часть этого культурного наследия была уничтожена.
В последующие века было написано и проиллюстрировано множество рукописных книг. Последние представители школы миниатюры — известные Акоп и Арутюн Овнатаняны, которые вместе проиллюстрировали «Айсмавунк» в 1725–1730 годах. В ХVII–ХVIII веках армянское искусство книжной миниатюры постепенно уступило место искусству иллюстрации печатной книги.
Источник: Сен Оганисян. «Армения. Нахиджеван. Геноцид» / Сен Оганисян ; перевод Каринэ Казарян. — Москва : Ключ-С ; Ереван : Наапет, 2016.
Источник: www.armmuseum.ru Редакция Вне Строк