Параллельно с развитием науки и литературы, на путь подъема встала также и архитектура Армении. В IV веке обширные строительные работы проводились в столице Двине и в незавершенном городе Аршакаване, а в V веке перестраивается Карин (Теодусополис).
В ранне-средневековой Армении разрабатывается тип светского, дворцового строения, который состоял из прямоугольной колонной комнаты и из маленьких комнат, прилегающих к ее продольным боковым панелям.
Эти строения вошли в комплекс царских зданий, которые в основном служили в качестве резиденции католикосов и руководителей страны. Раскопки, проводимые в Двине, Звартноце и Аруче убедительным образом доказали, что на общую композицию светских строений существенное влияние оказала армянская народная архитектура, которая в основном была представлена росчерковым деревянными капителями, приспособленными под новый строительный материал – камень.
Построенные после принятия христианства религиозные здания на начальном этапе продолжали традиции античной архитектуры. В IV-V вв.. в основном это были базилики. Молельня обычно с помощью колонн разделялась на 3 части, центральная из которых была широкой, а боковые – узкими. В восточной части церкви находился алтарь, на центральном каменном столе которого проводилась литургия. Часть базилических церквей имела внешние портики.
Молельни базилических церквей были покрыты полукруглым каменным покрытием – сводом, который заключался под двубортной крышей. Начиная с конца V века базилические церкви стали заменять купольные церкви.
Знаменательными являются построенные в VI-VII вв. крестообразные центрокупольные храмы, классическим примером которых является церковь Рипсиме (построенная в 618 г.). Новой композицией крестообразных центрокупольных храмов является архитектурный шедевр Звартноц, который был построен католикосом Нерсесом Третьим Строителем (Таеци) (641-661). Четыре апсида трехэтажного храма – полуцилиндрические выступы были окружены кольцеобразными залами.
Исключительно высокий уровень архитектуры раннего средневековья во многом определяется уровнем развития конструктивной работы и строительного искусства. Вопросы архитектуры того времени очень часто первый раз получали свое решение в Армении. Архитектурная культура эпохи стала основой для дальнейшего развития строительного искусства в целом.
Маргарян А
Армянская архитектура – небесный Иерусалим.