15 марта 1935 года в Москве в деревянном одноэтажном домике в Марьиной роще родился талантливый человек, «клоун с осенью в сердце», Леонид Енгибаров. Его родители никакого отношения к искусству не имели: отец(армянин по национальности) работал шеф-поваром в ресторане «Метрополь»,мать-домохозяйка.
Закончив в 1952 году школу, он поступил в институт рыбного хозяйства, но, проучившись полгода, перевелся в институт физкультуры.В институте Леонид Енгибаров профессионально занимался боксом и имел ощутимый успех. На первенстве Москвы по боксу в 1952-1953 гг он одержал 9 побед и всего лишь одно поражение. В 1954 году он имел первый разряд по боксу.
В 1955 г в Государственном училище циркового искусства открылось отделение клоунады, и Енгибаров « после долгих мытарств» поступил в Цирковое училище на отделение клоунады.Он объяснял свой выбор так: « Родители мои никакого отношения к искусству не имели, поэтому старший сын Михаил стал художником, средний — Рачия — театральным режиссером и писателем, младший, т.е. я, до сих пор не может определить кем стать.
Человек очень часто мечтает приобрести именно то, чего у него нет. В нашей семье в пору моего детства, когда мы жили все вместе, я отличался от всех полным отсутствием юмора, что впоследствии и сказалось при выборе профессии».
Юмор
Юмор должен начисто отсутствовать, так как человек, наделенный чувством юмора, не только не станет клоуном, но даже не сможет загримироваться.Его начнет разбирать смех, начнут душить колики -как он, вполне нормальный человек, на свой нос клеит огромную красную грушу с лампочкой внутри; он не выдержит, увидев себя в зеркале в зелено-рыжем парике.Клоун должен быть абсолютно серьезным человеком.
Его педагогом был Юрий Белов, «солидный человек», всего лишь на два года старше самого Леонида и «сам еще не окончивший училище».«Работали мы тогда от зари до зари, поминутно открывая Америку и ежедневно изобретая велосипед» -так описывал свою учебу Леонид Енгибаров.
1 ноября 1956 года Леонид Енгибаров начал свою карьеру «пантомимиста и актера» в студенческом клубе Московского государственного университета.Любопытный факт: в аттестате Енгибарова была одна тройка-по технике безопасности.В 1959 году Леонид Енгибаров приехал в Ереван и начал работать в труппе армянского циркового коллектива.
Это были его первые шаги на профессиональной цирковой арене.Уже тогда он отличался от большинства клоунов, которые видели свою задачу в том, чтобы веселить людей с помощью стандартного набора трюков и хохм. Енгибаров был другой. Он заставлял зрителей думать.
Долина
Л.Енгибаров об Армении и Ереване:Я живу в уютной долине Арарата. Долина эта, как чаша, края которой — горы. Я живу в ладонях земли. Я живу в израненных ладонях АБОВЯНА.
Несколько слов о Ереване
Однажды в Ереван, когда с гор спустилась осень и улицы города стали коричнево-золотистыми, приехал клоун.Не знаю, может быть, он влюбился в длинноногую и смуглую девчонку, а может, это сказка…Но правда, что он уехал с глазами, полными осенних дождей.
Юрий Никулин о Леониде Енгибарове: “Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен.
Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл.Леонид Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно”.
В 1962 году режиссеры «Арменфильма» Г.Малян и Л.Исаакян задумали фильм о цирковом клоуне и пригласили Леонида Енгибарова сыграть роль…самого себя. Это добрый-добрый старый фильм «Путь на арену».
Через год после выхода картины у Леонида Енгибарова была мировая известность. На международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году он получил первую премию. Ему было 29 лет.60-ые годы можно считать лучшими в его карьере.
«Окончив в 1959 году училище, я начал работать в цирке коверным клоуном, и хотя судьба меня бросала из города в город, с арены на арену, мелькали Оренбург, Астрахань, Саратов и навсегда оставались в памяти красавица Одесса, сказочный Краков и величественный Ленинград, я не забывал о пантомиме, и в каждом из этих городов состоялось по три-четыре вечера пантомимы».
Помимо цирка Енгибаров выступал с «Вечерами пантомимы» на эстраде, снимался у С.Параджанова,Р.Быкова,В.Шукшина,Т.Абуладзе.
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1963 — Путь на арену
1964 — Тени забытых предков
1966 — Айболит-66
1971 — Ожерелье для моей любимой
1972 — Печки-лавочки
В то же время вышли два фильма, рассказывающие о его творчестве: “Знакомьтесь, Леонид Енгибаров” и “2 Леонид 2”.В 1971 году Леонид Енгибаров покинул Союзгосцирк, после того как его партнера Юрия Белова на выпустили из страны вместе с ним на зарубежные гастроли. Енгибаров создал свой эстрадный театр пантомимы и вскоре выпустил первый спектакль «Звездный дождь».
«Правда, затея с созданием театра далась ему нелегко — в Министерстве культуры встретили это начинание артиста с прохладцей. Когда он изъявил желание назвать свой коллектив “Театром Енгибарова”, ему запретили это делать. “Какой еще может быть театр? — заявили ему. — Назовите просто — ансамбль”.
На первых афишах он так и значился — как ансамбль. Когда в газете “Советская культура” один из корреспондентов попытался написать восторженную рецензию на этот спектакль, его тут же одернули, сказали: “Эта тема сейчас нежелательна”.»Популярность уЛеонида Енгибарова была огромной, он считался одним из лучших цирковых артистов Советского Союза.
Как- то раз Енгибаров приехал в Ереван и пошел в родной для него цирк. Уже шло представление, и Енгибаров тихо прошел в директорскую ложу. Но его все равно заметили. Поэтому каждый из выходящих на арену артистов считал своим долгом сделать приветствующий жест в сторону директорской ложи. Это не укрылось и от зрителей, они стали шептаться между собой и все чаще оглядываться в сторону ложи.
В конце концов инспектору манежа не оставалось ничего иного, как прервать представление и объявить на весь манеж: “Дорогие друзья! Сегодня на нашем представлении присутствует клоун Леонид Енгибаров!” Не успело стихнуть эхо этих слов под сводами цирка, как весь зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился оглушительными аплодисментами.
Артист был крайне смущен таким вниманием к своей персоне, но ничего поделать с этим уже не мог. Пришлось ему встать и выйти из темного угла на свет. Зрители продолжали горячо аплодировать, он пытался движением рук их унять, но у него, естественно, ничего не получилось.
И тогда он, в благодарность за такую любовь, на ходу придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного артиста.
В июле того же 1972 года Енгибаров приехал в Москву. Горели торфяные болота, было жарко и сухо. В один из таких дней 25 июля Енгибарову стало плохо. Мать вызвала врача. Тот диагностировал какое-то отравление, выписал лекарство и ушел. Енгибарову стало еще хуже. Мать опять вызвала «Скорую».
Пока врачи ехали, Леонид мучился от боли и во время одного из приступов внезапно попросил у матери: “Дай холодного шампанского, мне станет легче!” Видимо, он не знал, что шампанское сужает сосуды. Не знала об этом и его мама. Леонид выпил полбокала и вскоре умер от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет.
«Твое сердце из туфа. Ты не должен печалиться, что оно не такое твердое, как алмаз. Туф — редкий камень, он дает людям тепло, а болит твое сердце потому, что туф ранимый и все невзгоды оставляют на нем свои следы. Туф — это камень для тебя, для художника». Сердце (В Ереване) Василий Макарович Шукшин называл Леонида Енгибарова замечательным писателем.
Не обижайте человека
Зря, просто так обижать человека не надо. Потому что это очень опасно. А вдруг он Моцарт? К тому же ещё не успевший ничего написать, даже «Турецкий марш». Вы его обидите — он и вовсе ничего не напишет. Не напишет один, потом другой, и на свете будет меньше прекрасной музыки, меньше светлых чувств и мыслей, а значит, и меньше хороших людей.Конечно, иного можно и обидеть, ведь не каждый человек — Моцарт, и всё же не надо: а вдруг…Не обижайте человека, не надо.Вы такие же, как он.Берегите друг друга, люди!