«Хач»-это крест, «кар»-это камень. Хачкары или крест –камни являются чисто армянским явлением. В них отражается вся история христианской Армении. История хачкара уводит нас в самое начало IV века, когда в 301 году Арменией было принято христианство.
На месте языческих памятников стали воздвигаться деревянные кресты, высотой в человеческий рост. Поскольку деревянные памятники было легко уничтожить, их стали заменять каменными.
Обычно хачкар имеет около метра в основании полтора метра в высоту. Но соблюдение этих размеров совсем не обязательно. Есть хачкары большие, есть хачкары маленькие. Хачкары везде: на могильных плитах, в нишах скал, в стенах церквей. Где угодно.
Их можно встретить по всей Армении. Порой хачкары являются просто украшением, порой напоминают о какой-либо памятной дате или важном событии.
Вищапы-прообразы древних хачкаров
В доисторические времена у дорог,у истоков рек, у границ поселений воздвигались каменные вишапы (драконы).
Вишапы изготавливались из цельного куска камня и имели форму рыб. Самый крупный из обнаруженных вишапов достигал до 4,75 метров в длину при ширине полметра. В эпоху Урарту, древнего государства, располагающегося на территории современной Армении.
Цари Урарту стали устанавливать вертикальные каменные стелы, рассказывающие об их подвигах. Эти древние памятники были прообразами первых хачкаров. Первоначально на них был изображен равнокрылый крест, олицетворяющий четыре стихии: воздух, воду, огонь, землю.
Кресты языческих времен имели скромно обработанные крылья без украшений. С V века в эти простые изображения вносятся элементы украшений, исполнение которых постепенно доводится мастерами до совершенства.
В центре хачкара высекается крест, пространство вокруг заполняется узорами:травы, цветы, плоды (традиционно виноград и гранат), люди, звери, геометрические узоры и мотивы-все это находило свое место на каменной плите.
Хачкары обычно изготавливаются из базальта, застывшей вулканической лавы, очень прочной и не поддающейся разрушению, или из туфа, легко поддающегося обработке. Мастер-камнерез заполнял пространство таким тонким ажурным узором, что порою приходилось заменять резец на иглу.
Что будет изображено на хачкаре, полностью зависело от мастерства и воображения мастера. Есть хачкары, на которых изображены воины-всадники с копьем в руках, обычные крестьяне в повседневной одежде, священники, женщины, дети, музыканты.
Есть хачкары, на которых можно увидеть распятие и евангелистов, ангелов и святых. Каждый хачкар неповторим. Греческий ученый Мицос Александропулос, пораженный мастерством варпетов (мастеров) сказал: «Они берут большой камень и превращают его в кружево, ковер, сад, песню».
В последние годы в Армении появляется все больше и больше мальчишек, которые мечтают стать варпетами. Но умение делать хачкары-это кропотливый и упорный труд, поэтому, чтобы стать хорошим варпетом, мастерству нужно учиться с детства.
Народ приписывал хачкарам магическую силу. Армяне верили, что некоторые хачкары способны исцелять недуги, и называли их Аменапркич (Всеспаситель). К таким хачкарам совершали паломничество, им давали названия, воспринимали как силу, способную остановить или предотвратить стихийное бедствие. Большой популярностью пользовались хачкары, связанные с преданиями о погибших героях, об умерших в разлуке влюбленных.
Самые древние сохранившиеся хачкары датируются IX-X веками.Именно в этот период искусство создания хачкара достигает высшего уровня, окончательно формируется архитектурный и скульптурный образ хачкара, его законченный и совершенный вид.
В Армении есть места, где хачкары собраны тысячами. Это настоящие каменные леса. Один из таких шедевров находится на территории Армении в Норадузе (Севан). Второго больше нет.
В декабре 2005 года азербайджанские вооруженные формирования, прибыв на армянское кладбище вблизи реки Аракс в Старой Джульфе (Начичевань), начали варварски громить и разбивать тяжелыми кувалдами, лопатами,а также тяжелой военной техникой армянские хачкары. Осколки грузили на машины и сбрасывали в реку Аракс. Этот вандализм, совершенный азербайджанскими властями, был заснят с иранского берега и распространен по всему миру.
16 февраля 2006 года Европарламент принял резолюцию, которая осуждала уничтожение армянских памятников в Азербайджане. За резолюцию проголосовало 85 депутатов, против-5. Была также отмечена неприемлемость уничтожения армянских хачкаров.
Менее чем через месяц в Джульфе было торжественно открыто кладбище «турок-шехидов». Тюркских варваров не остановило ничего: ни уникальность самих памятников, ни почтение перед мертвыми. Эти камни веками охраняли души и покой похороненных там армян.
Полная ответственность за уничтожение армянского культурного наследия, которым являются хачкары, лежит на азербайджанских властях и их идейном вдохновителе-Турции. Цель варварства-уничтожить все следы пребывания армян на территории, исторически заселенной исключительно армянским населением.
В 2010 году искусство создания хачкаров под названием «Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты» было внесено в список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.