Константи́н Соломо́нович Сара́джев (08.10.1877-22.07.1954) – уроженец Дербента, из семьи врача (отец Согомон Ованесович Сараджянц/Сараджев), этно-армянин, выпускник Мос.Гос.Консерватории им. П. И. Чайковского. К.С. известный в своё время русский дирижёр.
Преподаватель Синодального училища РПЦ (скрипка) инициатор-организатор дирижёрского факультета Мос.Консерватории, профессор по классу дирижерства. В т.ч. и советский дирижёр, СОЗДАТЕЛЬ СОВЕТСКОЙ ДИРИЖЁРСКОЙ ШКОЛЫ!
Он народный артист Арм. ССР. 1 из первых в СССР отмечен как “Герой Труда”, педагог консерватории. К.С. был женат на Наталье Ниловне Филатовой пианистке, ученице русс. композитора С.В. Рахманинова (умерла в 27 лет/1904 г.). (1)
Жил с семьёй в Москве, старинный район – Остоженка, далее в Мал. Кисловском переулке, д. 4 (памятная доска тут не помешает, но пока её нет!!!). К.С. мн. сделал для популяризации в массы!музыкальной симфонической культуры в Москве, особенно в Сокольниках: “НАИБОЛЬШИЙ УСПЕХ СИМФОНИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ В СОКОЛЬНИКАХ СВЯЗАН С ИМЕНЕМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ДИРИЖЁРА К.С.САРАДЖЕВА (САРАДЖАНА), БЫВШЕГО В ТУ ПОРУ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ВЗАИМОПОМОЩИ ОРКЕСТРОВЫХ МУЗЫКАНТОВ” (1908-1911 г.г.). (2)
Он создал великолепный высокого уровня “стабильный оркестр из 50 музыкантов, выступавший…по вторникам, пятницам и воскресеньям…
По пятницам…тематические концерты, посвящённые творчеству” композиторов (Чайковский, Рахманинов и пр.). Всё это было “намного выше”, чем “т.н. “садовая музыка” и простой народ это оценил. По А. Маслову: “НУЖНО БЫЛО МН. УСИЛИЙ, ЗНАНИЙ И ВКУСА, ЧТОБЫ…ПОДНЯТЬ ДЕЛО В СОКОЛЬНИКАХ” (ред. журн. “Музыка и жизнь”, 1908 г., М.).
Творчество К.С было высоко оценено, благодаря его яркой многогранной личности и таланту. (3) Сразу же после окончании летнего сезона, оркестр под управлением К.С. “был приглашён Мос.Гор.Управой выступать на зимний период в Манеже” ! За 1910 г. – был 31 концерт, в их программах “ок. 50 крупных..и 70 мелких” оркестровых сочинений! Мн. из них исполнялись впервые.
Делегация Англии, побывавшая в Сокольниках, была потрясена: “каталась на санках с ледяной горы под музыку…Это было гордостью Сокольнического клуба спорта”. Англо-саксы были в глубоком культурном шоке (1912 г.).
У гениального отца был не менее уникальный сын – русский звонарь (этно-армянин по отцу) – мастер того самого знаменитого русского “малинового звона” !!! Опыт русского звона, его секреты и приёмы передавались учениками из поколения в поколение на протяжении нескольких веков.
В к. XIX в. в России лучшим звонарем был А. Смагин; в Ростове Великом – А. Бутылин, Н. Королев, М. Урановский. Но о них ничего неизвестно. А вот о гениальном московском звонаре н. XX в. Константине Сараджеве известно благодаря русской писательнице – Анастасии Цветаевой (повесть «Сказ о звонаре московском»). Почитайте, это очень интересно.
Сын К.С. – Сараджев Константин Константинович (1900-1942 гг.) писатель, талантливый музыкант, УНИКАЛЬНЕЙШИЙ РУССКИЙ ЗВОНАРЬ. Он получил прекрасное домашнее муз. образование – рояль, скрипка, виолончель, духовые инструменты.
Но систематически он не учился, в приоритете были колокола. Константин обладал феноменальным музыкальным слухом – в каждом звуке темперированной шкалы РАЗЛИЧАЛ 243 ЗВУКОВЫХ ОТТЕНКА!!! Звонил с 14 лет. С 15 ОСВОИЛ ТЕХНИКУ ТРЕЗВОНА. Уникальность К.К.С. – это “ГИПЕРСТАЗИЯ СЛУХА” при феноменальнейшей памяти.
Он мог разговаривать, произнося слова задом наперед. МОГ СЛЫШАТЬ по 112 БЕМОЛЕЙ и 112 ДИЕЗОВ КАЖДОГО ТОНА, что, по его подсчётам, давало 1701 звуковых градаций на октаву!!! К.КС. обладал совершенно особенным, абсолютнейшим слухом. МУЗЫКАНТЫ С АБСОЛЮТНЫМ СЛУХОМ В ЗВУКЕ КОЛОКОЛА РАЗЛИЧАЮТ всего 3 ОСНОВНЫХ ТОНА.
А вот САРАДЖЕВ – БОЛЕЕ 18 !!! А в октаве – он четко различал 1701 тон !!! Он говорил: “Каждая вещь, каждое живое существо Земли и Космоса звучит и имеет определенный, свой собственный тон” (в контексте, “тональность”)…Каждый драгоценный камень имеет свою индивидуальную тональность и тот цвет, который соответствует данному строю”.
Он составил подробную уникальную таблицу “звучаний” кристаллов, стекла, различных металлов (например, золото – это Fa-Re, чугун Sol-Mi и т.д.)! СИСТЕМАТИЗИРОВАЛ ПРАВИЛА ОБОРУДОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ РУСС. КОЛОКОЛЬНИ, ПОДБОРА КОЛОКОЛОВ, ИГРЫ НА НИХ. ЗАПИСАЛ ПОДРОБНЫЕ, ВКЛ.
ДО 20 ОБЕРТОНОВ, ЗВУКОВЫЕ СПЕКТРЫ 317 БЛАГОВЕСТНИКОВ МОСКВЫ, ЕЁ ОКРЕСТНОСТЕЙ (295 КОЛОКОЛЕН И ЗВОННИЦ). РАЗВИЛ ТЕОРИЮ РУССКОГО КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА (важный компонент в ней ритмическая организация). СОСТАВИЛ СВЫШЕ 100 ОРИГИНАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ ИГРЫ НА КОЛОКОЛАХ !!!
Играл на колокольне храма во имя “Св.Марона Пустынника” (Старые Пани/т.н. “Бабий городок”, Мароновский переулок, ок. Бол. Якиманки). (4) На К.К.С. «собирались все любители колокольного звона и известные музыканты, композиторы, чтобы послушать необычное исполнение» (протоиерей Роман Лукьянов (журн.«Русск. возрождение», № 42,1988 г.).
Звучание каждого колокола он считал живой неповторимой «индивидуальностью», богатой оттенками звучания. В к. 1920-х гг. он создал проект Гос. концертной (светской) колокольни на базе колоколов храма “Св. Марона Пустынника”. В его поддержку написали ходатайство композиторы: Р. Глиэр, А. Н. Александров, А. В. Александров, Н. Мясковский, А. Шеншин; музыковеды: С. Богуславский, С.Чемоданов; известные деятели культуры: Г. Конюс, Е. Мальцева, Б. Красин и др.
Но вера в Господа и всё что рядом, была не в чести у коммунистов. В 1930 г. по годовому контракту он был в США, создал колокольню из уникальных колоколов, проданных туда большевиками (университет Гарвард). При повсеместном уничтожении колоколов, К.К.С. сумел спасти от переплавки и вывезти наи-редчайшие колокола Данилова монастыря в США.
Поместил их в спец. звонницу его собственного проекта. Он представлял русс. искусство и Россию. К сожалению, якобы, “высококультурные” протестанты-американцы “этого православного русского” не поняли. По словам протоиерея Романа Лукьянова: «небольшого роста…не говорящий по-английски, не имеющий формального музыкального образования…». Он был всецело погружён в любимое дело и непрезентабелен внешне.
Руководство университета бесила его эксцентричность: он мог ночью попросить у соседей разрешения поиграть на их рояле, в промозглую погоду ходить раздетым через весь город на работу. Оказывается – ему просто было нечего надеть! Его багаж затерялся, а пальто приглашающая сторона «забыла» купить. Сквалыги американцы платили мало, но слушать на дармовщинку “музыку сфер странного русского” любили. А он – из скромности никого об этом не и просил.
Гарвард был категорически против предложенного им русского метода управления колоколами. К.К.С. постоянно навязывали воплощённую идею католиков об механическом, т.н. “кнопочном” управлении колоколами. Эта “мёртвая шарманка” получила большое распространение в Америке – при помощи БЕЗДУШНЫХ электрических датчиков и ударников.
А что! Какая экономия опять же, и звонарей готовить не надо, педагогов, опять же можно упразднить! А ЧТО БЛАГОДАТЬ УШЛА, ТАК ЭТО ЛИРИКА, ФАНТАЗИИ Т.Н. “ЗАГАДОЧНОЙ РУССКОЙ ДУШИ”!!! Ректор просто возненавидел его и «категорически запретил русскому неучу портить колокола». Сараджев не выдержав непонимания, травли, ностальгии по родине, решил уехать раньше срока. Друзья уговаривали его остаться в США, но он сказал, что задыхается среди приворства.
По приезду в Петербург, он сделал замечательный доклад о колоколах перед огромной аудиторией. Рассказал о истории, значении колокола, о процессе игры, о форме и сущности звона из своей рукописи «Музыка – колокол». Рукопись он писал всю свою жизнь, она не была издана, сохранились отрывки рукописей (Музей им. Глинки). Его мечта – создание светской звонницы, при его жизни не осуществилась и он заболел. Из затяжной депресси выйти не мог. В 1941 г. он лечился в клинике под Москвой, фашисты дошли до этих мест, всех пациентов зверски избили и уничтожили. Погиб и К.К.С., ему было лишь 42 года…
Кстати, о русских колоколах, проданных в Америку, в России вспомнили лишь в 1984 г. Священник РПЦ Джон Ариксон (монастырь РПЦ Нью-Йорк) сказал, что в Гарварде до сих пор находится 17 колоколов, привезенных К.К.С.: «Расположение колоколов по отношению друг к другу выполнено по указанию К.К.С., они пронумерованы, расположены по схеме от наибольших к наименьшим”.
Мы сегодня можем только надеяться на историческую справедливость – русские колокола должны вернуться домой. И их малиновый звон польётся в 1-ом и главном монастыре России в память неизвестных и известных звонарей, посвятивших свой нелегкий труд Христу. Звон будет признанием их заслуг. Сбудется мечта великого русского звонаря Константина Сараджева — зазвучит звон спасённых им колоколов. Ведь на них сохранились сделанные его руками зарубки. Бережно делая их, он представлял себе будущие звоны в России…
ЯкосънамиБогъ/СлаваБогузався.
Наталья Соболь Из неизданного “Про армянскую историю, еду и не только…”
КОММЕНТАРИИ:
(1) Ф. Филатов – врач, основатель русск. педиатрии, окончил дворянск. институт (Пенза). На Бол. Пироговке в Москве ему памятник со словами: «Другу детей – Нилу Федоровичу Филатову». Его имя носит знаменитая в России и за её пределами детская больница “Филатовская”.
(2) Соколники – 1 из старинных любимых парков у москвичей (типа Нескучного Сада и пр.). Основал парк конкурент А.Башилова, обрусевший немец Куртнер (1-й деревянный павильон бальных танцев и “чаепитие на воздухе”/к. 1830-х г.г.). Чайная торговля с самоварами, мороженое, эклеры. И конечно, музыка (балалаечники, гармонисты/частушки, цыгане, романсы, шансон, русск. народ. хор и песни и пр.). С 1891 г. шли “выступления музыкантов…из Больш. и Мал. театров”, Шаляпина, Собинова и пр. С 1902 г. симфонич. концерты. Киселёва Е. “Дом…”, с.135. ЦГАЛИ, ф. 2037, оп. 1,106, с.10. “КУРАНТЫ”, с.379-384.
(3) Сараджев “не мог выступать в Сокольниках из-за обострившейся болезни, дело несколько пошатнулось…сезон прошёл…буднично, серо”. Концерты “без Сараджева не оживить”.”КУРАНТЫ”. Бессонова В. “Музыка…”, с.381-382.
(4) Деревянный храм во имя “св. Марона” возведён в 1642 г., в 1730 г. стал каменным, перестроен и расширен в 1881 г.; тогда же появился набор колоколов с очень красивым звоном. 2-3-хлетний Котик был поражен: «В этот период жизни особенно внимание мое стал привлекать звон, несшийся с колокольни Замоскворечья, “где-то за Крымским мостом”…Этот звон сразу выделялся на фоне др., не давал мне покоя…это были колокола колокольни церкви Марона в “Бабьем городке”. Цветаева А.«Сказ о…».
ИСТОЧНИКИ:
Цветаева А., Сараджев Н.,” Мастер волшебного звона”. Благовещенская Л.Д., Проект светск. концертн. звонницы К.К. Сараджева, сбор. “Колокола, в. 1, М., 1985. Израилев А. “Ростовск. колокола и звоны”, 1884. Рыбаков С. “Церковн. звон в России”, 1896. Смоленский С. “О колокол. звоне в России”, 1907.”КУРАНТЫ”/альманах, “Мос.рабочий”, 1989, с.379-384. Ванечкина И. “К спорту”, 1912, № 9, с.10. “К.К.Сараджев/Сараджян – Звонарь. Подлинная история мастера колокольн. звона и его инструментов. Атмосферы звука. Великие арфисты”. “Музыка и жизнь”, 1908, № 6, с.10. К. С. Сараджев. “Статьи, воспоминания, М., 1962”.К.К.Сараджев рукопись его книги «Музыка-колокол». “Вся Москва, телефон. справочник 1927 и 1930 г., Росс.Гос.библиотека. “БСЭ” в 30 т./гл.ред. А. Прохоров/ “Сараджев К.С.//3-е изд., М. : “СЭ”, 1969-1978. “К.С. Сараджев”, сайт Мос.Консерватории. ГЦММК. Ф. 4. Ед. хр. 496. Киселёва Е. “Дом на Садовой”, М., х, “Мо1986, 135. ЦГАЛИ, ф. 2037, оп. 1,106, с.10. “КУРАНТЫ”/альманас.рабочий”, 1989, с.379-384. Цветаева А. «Сказ о звонаре московском».