Вклад армян в мировое христианство

Некоторые иконы и некоторые Святые так редко упоминаются, что не каждый о них знает. Например, есть икона 8-го ангела – это “Ангел Благого Молчания” (Воплощение Господа). Существует такой Святой, икону которого тоже редко где увидишь. Это “Преподобный Иоанн Молчальник Епископ Армянский” – Он смог прорастить из камня плодоносящую смокву!

Мы мало религиозны, стесняемся осенять себя Крестным Знамением в общественном транспорте, проезжая мимо храма. Зачастую появляемся в храме, как говорится “когда припрёт”, жалуемся на нелёгкую жизнь, забывая, что Господь посылает нам Заступников и Предстателей наших перед Ним.

К таким заступникам относится преп. Иоанн епископ Армянский. На иконах Св. Иоанна Молчальника изображали молчащим — его указательный палец прижат к губам. Это символ данного им обета. Ибо его уста закрыты для мирского пустословия. Память его недавно отмечалась – 16 декабря.

Святой Иоанн «Молчальник»/«Затворник» (453 г.) – армянин из семьи очень знатного вельможи (супруги Енкратий и Евфимия). Он уроженец г. «НИКОПОЛЯ АРМЯНСКОГО», что в Малой Армении (ветхозаветное древ. арм. «Царство Мини», по пр. Иеримии). (1) О св. Иоанне есть мн. рукописных свидетельств.

Но автор наиболее полной, канонической агиографии о нём – православный писатель, святитель Димитрий Ростовский («Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника»): «Родители Иоанна благоверные христиане, и по своему богатству и значению славились во всей Армении; отец его был воевода (“спарапет”-древ.арм.; “стратилат”-древ.греч.; С.Н.) и имел большую власть у царя…: сыном столь славного отца был блаж. Иоанн».

По смерти родителей он продал дорогое имение и пр. наследство. На вырученные деньги молодой юноша (ещё до 18 лет!) часть раздал бедным, на др. строил церкви, в т.ч. и большой храм. Освятил его во имя «Пресвятой Богородицы».

С 18 лет, он жил при храме с монахами в строгом посте, молитве, воздержании. В 28 лет принял рукоположение в епископы Колонийской Церкви от митрополита Севастийского. Жил аскетом, что повлияло на 2 высоких вельмож Византии – его брата Пергамия и племянника Феодора.

Иоанн «он никогда не входил в баню, и даже не омывал тела своего, из опасения, чтобы не только кто из посторонних не видал наготы тела его, но даже чтобы и самому не видеть себя когда-либо нагим: он помнил наготу Адамову.

По прошествии ещё 10 лет правителем Арме­нии стал деспотичный Пазиник (супруг сестры св. Иоанна – Марии). Он вмешивался даже в во внутренние церковные дела. Св. Иоанн поехал в Константинополь к архиепископу Евфимию с просьбой о защите Армянской Церкви у базилевса Зенона от грубых посягательств. Что и произошло, но сам Иоанн уже был надломлен.

Дворцовая суета, блеск и роскошь ввели Иоанна в уныние и «блаж. Иоанн замыслил…удалившись в…Иерусалим, в БЕЗМОЛВИИ трудиться для Бога…и тайно от всех, удалился…в…Иерусалим». Некоторое время он жил при больнице Св. Георгия «под видом нищего».

Потом по его молитве в небе появилась яркая звезда и привела Иоанна в Лавру преп. Саввы. Он скрыл своё епископство, став простым послушником. Св. игумен Савва посылал Иоанна не 1 год на самые тяжкие работы (стройка).

Он варил послушникам пищу, носил им воду, подавал камни строителям и пр. И св. Савва рукоположил его во пресвитера и Иоанн сказал патриарху Илии, что он епископ. Тогда Илий благословил его принять обет молчания. Иоанн уходит в затвор, а далее удаляется в пустыню на полных 9 лет, питаясь только трава­ми. Там на него напали сарацины (арабы-фанатики).

Остался жив только потому, что по Божьему Промыслу в момент нападения на старца, появился дикий свирепый лев, и арабы в ужасе разбежались. По преданиям, в пустыне с ним было ещё мн. чудес. Когда умер игумен Савва. Преп. Иоанну было 70 лет, он был безутешен. Св. Савва явился ему в видении и сказал, что Иоан­н будет борцом с ере­сями. И вот объявился философ-еретик Ориген, а Иоанн укреплял братию в борь­бе с «ересью оригенитов» – «еллинскими мудрствованиями».

Преп. Иоанн Молчальник провел в Лавре св. Саввы 66 лет. Он «стяжал благодать Святого Духа». По его молитве свершались мн. чудеса: он знал мысли людей, понимал зверей, исцелял больных и бесноватых, при жизни сво­ей спасал от погибели призывавших его имя.

Он смог из семени смоковницы, брошенной в сухую почву, произростить прекрасное плодоносящее дерево ок. своей кельи. Сказав монахам: «Слушайте меня, чада: если, по благодати Божией, семя это даст ростки на сем твёрдом камне, пустит ветви, и принесет плод, то знайте, что Бог дарует мне место упокоения в Царствии Небесном».

Смоковница выросла и всю келью покрыла ветвями своими. На ней выросли 3 смоквы. «Сняв их, старец со слезами благодарил Бога, облобызал и вкусил их с учениками. По вкушении смокв тех, начал он приготовляться к кончине, уже будучи в глубокой старости». Прожил преп. Иоанн Мол­чаль­ник 104 года.

“СВЯТОЙ ОТЧЕ ИОАННЕ МОЛЧАЛЬНИЧЕ – ЕПИСКОПЕ АРМЯНСКИЙ МОЛИ БОГА О НАС ГРЕШНЫХ. АМИНЬ”.

*** Р.S. Древняя Армения может гордиться что дала миру столько СВЯТЫХ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ. Её вклад в духовное и культурное мировое наследие поистине НЕОЦЕНИМ! ПРОСИТЕ И ВЫ ПОЛУЧИТЕ, СТУЧИТЕ И ВАМ ОТКРОЕТСЯ!

ЯКОСЪНАМИБОГЪ/СЛАВАБОГУЗАВСЯ.

Наталья Соболь

КОММЕНТАРИИ:

(1) «Никополь Армянский» – приграничный древ. город в Азии у “Понта Евксинского”, по берегу реки “Лик” (соврем. р. “Келькит”; приток р. “Ирис”/соврем. турция, “ешиль-ырмак”). Основан на древ. городище полководцем Рима Гнеем Помпеем в честь победы над Митридатом VI “Евпатором” в 66 г. до н. э. (3-я Митридатова война; 74-63 годы до н. э.). Руины города недалеко от соврем. турец. города «сушехри»/«эндирьяс».

Это арм. провинция «Сивас («Севастия”-древ.греч.; в переводе “Армения”/соврем. «Анатолия»-древ.греч.). Н-ль Арм. относился к Мал.Армении под протекторатом Рима. Мал.Армения (“Փոքր Հայք”-древ.арм.; “Αρμενία Μικρα”-древ.греч.; “Armenia Minor”-лат.) – историч. область в верховьях рек Евфрат и Лик (ныне — Келькит) и Галис. Позднее “1-ая Армения”.

В глубокой древности территория проживания народов арменоидной расы – «ТАБАЛ»/«ТУВАЛ» и “МОСХИ”/”МУШХЕ”/МУШ” – обозначение в библ. источн. «ВЕРХНЕЕВФРАТСКИХ АРМЯН». Любкер Ф. “Реальный словарь классич. древностей”//Nicopolis//под редакц. членов “Общества классич. филологии и педагогики” – Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина/, СПб., 1885, с.876-877,919,1079-1085. Страбон “География”, XII, 3, 28.

ИСТОЧНИКИ:

“Энциклопед. словарь Брокгауза и Ефрона//Иоанн Молчальник/ в 86 тт. (82 т. и 4 доп.), СПб., 1890-1907. «Житие св. преп. Иоанна Молчальника». Любкер Ф. “Реальный словарь классич. древностей”//Nicopolis//под редакц. членов “Общества классич. филологии и педагогики” – Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина/, СПб., 1885, с.876-877,919,1079-1085. Страбон “География”, XII, 3, 28. “Житие преп. отца нашего Иоанна Молчальника” // “Жития святых на русс. языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Дим. Ростовского”, 12 кн., 2 кн. доп., М.: Мос.Синод.тип., 1903-1916., т. IV: Декабрь, День 3.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top