На черной полированной керамике (рис. 10), обнаруженной С. Сардаряном при раскопках в Шенгавитском поселении (Ереван, Армения), датируемой 5-4 тыс. до н.э. видны следующие изображения: ядро-круг, в центре трехлучевой знак – “источник тепла и огня” или главный очаг Земли. В настоящее время подобный символ используется для маркировки источника радиоактивного излучения. В глубокой древности армяне строили в домах очаги по типу “главного очага Земли”.
Ночью из кругового отверстия на крыше выходили дым и гарь (модель кратера), а днем через отверстие помещение освещалось лучами солнца (модель солнца). Круглый очаг строился в центре дома, в земле. Температура в доме от очага сохранялась долго. При этом потери тепла были минимальны. Армяне строили дома по образу и подобию “Земли”. Они знали, что у нее внутри имеется “очаг”.
Круговая панорама рисунков на керамике описывает группу событий, которые разворачиваются против часовой стрелки. Начальным изображением для просмотра событий является небесная птица, которая стоит справа от свастики (рис 10). На керамике изображена уникальная карта природных катастроф, землетрясений и извержения вулканов, схода жидкой лавы и полных солнечных «затмений», которые наблюдали жители Араратских гор. Шенгавит находится напротив Арарата, на окраине Еревана – столицы Армении.
На керамике изображены в художественной форме четыре землетрясения и два полных солнечных «затмения». Стилизированные формы трех змей напоминают профили гор. Змеи символизируют землетрясения с извержением вулканов и сходом жидкой лавы. Они выходят на поверхность земли как результат бурной деятельности «главного очага».
В сюжетах борьбы “небесных добрых сил” с “силами зла” играют важную роль пять стилизированных огромных небесных птиц. Змеи дважды проглатывают солнце (изображено в виде темного круга, что символизирует полное «затмение» солнца).
На парадном шлеме урартского царя Сардури II (рис. 36.1,2, таблица 1) изображены четыре пары змей-драконов. Они устремлены к древу жизни, охраняемому крылатыми божествами. В музее духовного и религиозного центра армянства в городе Эчмиадзине хранятся многие образцы христианского искусства с изображениями змей и драконов.
На керамике изображено извержение вулкана без затмения солнца (змея без круга солнца). Над одной из змей, имеющей форму двуглавой “горы”, изображена идеограмма – знак небесного покровителя, похожая на клюв птицы. Этот рисунчатый знак небесной птицы в дальнейшем подвергся трансформации. Панорама катастроф завершается правовращающим свастическим символом, идентифицирующим спасение цивилизации.
Орнаментальная символика на черной полированной керамике из Шенгавита (рис. 11а) напоминает сюжет орнаментики египетских артефактов (ладьи, рис. 4 и расчески, рис. 9). Если на шенгавитской керамике огромные небесные птицы в стилизированной форме напоминают склоны двух гор (рис. 11а), то в египетском артефакте (рис. 4 и рис. 11б) змеи формируют две половинки ладьи. На шенгавитском артефакте (рис. 11а) две пары “ног” сходят с центра композиции в противоположные стороны, на египетском – две пары весел направляют половинки ладьи в разные стороны.
На армянском артефакте в утолщенных фигурах “птиц” – волнистые линии (меандры) символизируют жидкую лаву, либо воду. Головы птиц в виде двух линий похожи на форму открытого клюва с другой керамики из Шенгавита (рис. 10).
Под «птицами» изображены две большие спирали (рис.11а): одна правовращающаяся (символизирует жизнь, прогресс, развитие), а другая – левовращающаяся (символизирует затухание, регресс). Две правовращающие спирали, но меньших размеров изображены над змеями (аналоги корон на египетском артефакте, рис. 11б).
Между ними несколько иероглифических знаков. На египетском артефакте изображены армянская и египетская короны, а на армянском – две огромные спирали (созвездия). Когда герой из эпоса “Сасунци Давид” попадает в беду – его звезда тускнеет, когда он побеждает – его звезда ярко светит. Две спирали (созвездия), на наш взгляд, символизируют два “дома” – очага. Один продолжает светиться и греть, а другой затухает.
Это удивительная по структуре, содержанию и архитектуре символика орнаментики сложного комбинированного типа выражает «взлет» и «падение» цивилизации, образование из единого “очага” двух самостоятельных “домов”. Одна часть с патриархом (Мгером) уплывает на ладье в Египет, а другая ищет спасение в близлежащих горах. Когда легендарный предок армян Айк возвращается из Вавилона на отцовскую землю к нему присоединяются добровольно числом небольшим местные жители из очага отцовского. Такова логика правовращающейся и левовращающейся спиралей в истории домов. Такова логика изображения двух корон на змеях.
Такова логика происхождения и распространения мотива двуглавой змеи (рис. 32.2, таблица 1) и двуглавого орла в памятниках армянской культуры. Двуглавый орел отражает идею сохранения двух очагов отцовского дома. Капитель с двумя рельефными спиралями характеризует типичный изобразительный, рельефный мотив в армянской архитектуре и орнаментике (рис. 22.2, рис. 35.3, таблица 1). Он символизирует идею устойчивости, дуальной формы защиты единого дома. Мемориальный монумент из Одзуна отражает идею расчлененности двух половинок цельной, единой конструкции дома (рис. 14.4, таблица 1).
Отрывок из статьи: Артефакты египетского царя Скорпиона вновь ведут Армению Ваганян В.