Опубликовано: 3 Июнь, 2018 в 0:01

Пещеры и катакомбы в архитектуре Армении

Постоянная череда вражеских нападений на армянские земли (начиная с древности), подтолкнула армянских зодчих овладевать навыками скрытого строительства. И, «благодаря» этим непрекращающимся вторжениям, армяне стали величайшими мастерами не только по фортификации, но и по пещерно-катакомбному строительству зданий и сооружений.

В национальной армянской архитектуре пещерно-катакомбное строительство представлено достаточно широко. Хотя следует заметить, что умением строить подземные города и усыпальницы, армяне владели задолго до Рождества Христова.

Например, на юге Армении, в Хндзореске (3 500-2 500 л. до н.э.) возникли катакомбные городские поселения. А в период раннего христианства (время языческих преследований) они снова стали использоваться монахами и иноками. Позднее, во времена русско-персидской войны, Пётр I находил там, довольно комфортный, временный приют. А в 1920-х годах в этих местах местное население провозгласило Горскую республику.

Аналогичные катакомбные поселения возникли на территории Армянской Каппадокии в период раннего христианства (долина св. Иеронима). Ныне это граничные территории Турции и Сирии (долина св. «Гёриме»-тур.). Каппадокийские земли овеяны мистической библейской таинственностью. В глубокой древности на территории Каппадокии жили племена «муски» и «тувал». А в библейской транскрипции, в книге Иезекеиля они звучат как «мешех» и «фувал».

Не правда ли, очень похоже на название одного из армянских племён — «муш», входившего в арменоидный племенной союз, участвующий в формировании армянского народа («муш», «хайса», «арме») !? (1) Многие античные авторы часто сообщали, что женщины этих племён были чарующе красивы. Примерно к концу I в. первые христиане создали в Каппадокии свою общину, а к IV в. это поселение значительно расширилось и вглубь и вширь. Так возник подземный город, который превратился в крупный христианско-философский центр Передней Азии.

В старинных письменных источниках он уже назывался «пещерным городом гонимых христиан». Город получил название «Нигде». Он уходил вглубь на 85 м и насчитывал около 20 000 тыс. жителей. В этом уникальном катакомбном городе жили первые «восточные христиане» разных национальностей. Армяне, арабы, евреи-выкресты («мин»-евр.), копты, сирийцы, персы, эфиопы.

Поначалу гонимые христиане спасались от преследований язычников Армении, Египта, Рима и Персии, а затем от магометанских радикальных фанатиков-убийц (таких, как «старец горы Хасан-ибн-Саббах» и его ученики; т.н. «фидаи»-перс.; «асассины»-лат.) и пр.). (2) В недрах города сохранилась уникальная подземная церковь Карабаш (каньон Соганлы).

В армянской катакомбной церкви Карабаш есть, единственное в мире, чудесное изображение мироточивого святого лика Девы Марии. Ещё икона известна как «Смеющаяся Богородица». Латинские паломники и миссионеры называли её «Смеющаяся Мадонна».

Пещерные и катакомбные храмы Армянской Каппадокии строила и расписывала армянская община (по Ж.Лафонтену-Дозоню). А учёный Н.Тиерри, исследовав манеру письма данной настенной живописи, подтверждает, что основные храмы подземного города Кокар, Эргиташ, Карабаш, расписаны в характерном молочно-беловато-охристом стиле. Это т.н. стиль «санкирь», он был присущ только армянской художественной школе, некоторые приёмы данной техники изображения в живописи и керамике ещё сохранились в некоторых районах Армении. (3)

Специальные проводники — сирийские и коптские монахи, водили паломников по древнейшим христианским святыням. Но, в 1963 году Турция (по неизвестной причине?!) закрыла доступ в города Нигде, Ихлор и другие места древнеармянской и первохристианской катакомбной архитектуры. Правда, в последнее время, под давлением мировой общественности, христианским паломникам и туристам разрешается попасть на минус-первый этаж уникального подземного христианского города-памятника. В настоящее время даже некоторые турецкие туристические путеводители сообщают об этом городе. (4)

Мировая христианская святыня, находящаяся в Армении

В связи с нестабильной обстановкой на армянских землях, повсеместно строились скально-пещерные культовые сооружения и катакомбные комплексы уже с к. V-н. VI в.в.. Это были монастыри малого и большого проживания монашеской братии. А также строились храмы, часовни, горные кельи в других местах — Карабахе, Агване (Кавказская Албания; север современного Азербайджана), в Крыму, на византийских землях. Город подобный Нигде, был построен и в «многолюдном Ани» (для сравнения: в Ани, начала Х века проживало 100 000 тыс. человек, а в Лондоне, того же периода, только от 7000 до 8000 тыс. человек).

А в Горной Армении пещерно-катакомбные храмы начали возводить уже с начала IV в.. Отдельно стоит рассказать об одном таком знаковом святом месте в истории мирового христианства. Выше, по течению реки Гарни (верховья), что в Гарнийском ущелье (гавар Мазаз в Айрарате), стоит древний пещерный монастырь Айриванк или Ге(gh)ард, освящённый во имя «Святого Копья». (5) В нём, кроме многих других древнехристианских святынь, хранится копьё римского сотника, св. Гая Кассия Лонгина. История возникновения этого уникального храмового комплекса напрямую связана с истоками христианства — землями Армянской Каппадокии и с Григорием Просветителем («Лусаворич»-древ.арм.). (6)

Монастырь находится в живописной котловине, созданной самой природой из удобных для подземных работ пород — туфа и туфобрекчии. Они налегают на осадочные отложения более древних третичных слоёв породы. Все эти породы создают закрытый нерукотворный амфитеатр, оставляя открытым путь реки к западу. Монастырский комплекс стоит в правобережной части природного амфитеатра. Кроме многих прочих церковных строений, в нём есть и пещерные храмы, выдолбленные монахами в мощной толще туфобрекчий. Главную церковь построили армянские князья, братья Захариды – Иванэ и Захарэ («Еркайнабазук»-древ.арм. род, Мхаргрдзели»-груз.ветвь данного рода, «Долгорукие»-славян. ветвь того же рода).

Спустя 10 лет, с западной стороны этой монастырской церкви, сделали пристройку (притвор) с шатровидным куполом, украшенную богатейшей сложной резьбой, орнаментами, арками и колоннами. С северной стороны притвор прислонён к склону хребта и соединён с ним двумя дверными проёмами. Вот в этих земных недрах и находится самая оригинальная часть древнего монастыря.

Вдохновителем и спонсором благого строительства был князь Прош, архитектором, художником и каменотёсом — великий армянский зодчий, гениальный мастер Галдзаг. Под его началом искусные армянские мастера создали два уникальных подземных храма. Галдзаг придумал в главном святилище креативное, по тем временам, продуманное, естественное потолочное освещение. А стрельчатые арки, изящные сталактиты под куполом и стены, которые буквально затканы тонким кружевным орнаментом из камня, великолепно украшают интерьер святилища.

В путеводителе по Армении написано, что природная подача воды дополняет сооружение: «На калёном полу тихо плещется студёный родник». Во второй части притвора находится усыпальница с фамильным гербом великокняжеской династии Хахбакянов (древний род Прошей). Далее расположена изысканная, и в то же время строгая, церковь Богородицы («Аствацацин»-древ.арм.). Есть и другие подземные церкви и часовни в этой местности (80-е г.г. ХIII в.).

Следует упомянуть и о знаменитой «зангезурской старине». К юго-западу от Гориса (берег реки Воротан), находится старинное село Татев, известное своим древним монастырём, о котором, взахлёб, писали восхищённые арабы. В 80-х годах ХХ века некоторые старожилы ещё пересказывали народные предания о подземном помещении, якобы находящемся на территории Татевского монастыря. Согласно которым, (будто-бы), под фундаментом какого-то из монастырских построек, существовала самая редкая и ценная часть монастырской и университетской библиотеки Татева. (7) Информация требует тщательной проверки архивистов и историков краеведов.

Тайный Ани

Российские и зарубежные историки считают, что самыми значительными, были периоды строительства пещерных и подземных церквей при правлении византийских базилевсов (императоров-древ.греч.) — Константина V (732-752) и Романа Лекапена (919-944). С конца IХ по XII века особенно усилилось и (получило как бы «второе дыхание») строительство пещерно-катакомбных храмов и в Византии и в Анийской Армении. Н.Марр, Шуази, М. и Н.Тиерри и другие историки много писали о существовании, в пределах Ани, т.н. «города в городе».

Это знаменитый «запасной» Ани, с колоссальным количеством помещений разнообразного назначения. Армянский пещерный комплекс представляет собой высочайшую, для периода средневековья, ступень развития древнейших национальных традиций катакомбного строительства. Мощное многофункциональное укрытие было сооружено на случай природных катаклизмов и от нападений захватчиков. Когда врагу удавалось прорваться в город, то надёжные «пещерные кварталы» служили качественным защищённым жилищем, куда захватчики не рисковали заходить. О чём сохранилось прямое летописное свидетельство грузинских источников. (8) Турки называли подземные сооружения «ушедший не вернётся» («гедан гелмаз»-стар.тур.).

В пещерных кварталах имелись храмы, усыпальницы, солдатские казармы, оружейный арсенал, пищевые склады, а также бежища для горожан, голубятни. (9) Набиралось водохранилище, работали отводная канализация, и бани с бассейнами. (10) В некоторых исторических кругах ( в том числе и советских; «доктрина угнетения рабочего класса и пр. пр.») бытовало расхожее мнение, что в «пещерном Ани» селились только неимущие, якобы угнетаемые граждане, но это далеко не так. Археологические раскопки на территории современной Турции, несколько раз организовываемые «Русским Археологическим Обществом» (и частично финансируемые царской семьёй), доказали обратное, да и случай помог.

В результате русско-турецкой войны городище Ани и вся Карсская область отошла России. Счастливый случай представился армянским и российским археологам плодотворно проводить научно-производственные изыскания. Академик Н.Марр 14 лет возглавлял экспедицию и интенсивно работал на анийском городище. Раскопки «РАО» показали, что, основная часть анийцев проживала в удобных однокомнатных жилищах. В каждом таком доме была продуманная планировка — очаг, весьма удобные, знаменитые армянские ниши («пату(h)ан»-древ.арм.) и стенные выемы для хоз./нужд. Были и другие приёмы комфортного жилья — подсобное помещение, а также световое окно над входом в «квартиру» и обязательная вентиляция. Для состоятельных людей жилища строились, соответственно, на порядок дороже. Археологи убедились, что эти пещеры и вовсе не уступали хорошим домам в верхнем городе. Это были, сообщающиеся при помощи дверных проёмов, 3-5-ти комнатные апартаменты со всеми удобствами, а обширные подсобные помещения в них размещались в несколько ярусов.

Места «вечного упокоения» богатых граждан не уступали жилищам живых. Многоярусные резные фамильные усыпальницы в богатом похоронном квартале отличались роскошью и комфортом (как-то: усыпальница Тиграна Оненца и др.). Стены в них покрывали росписью, коврами и драпировали дорогим тканями (парчой и т.д.), а именитых покойников, в том числе и детей, бальзамировали. Эти дома, расположенные по обе стороны ущелья над рекой Ани, назывались очень поэтично — «Ущелье цветов» («Цахканоца-Дзор»-древ.арм.).

Гениально спроектированная пещерно-катакомбная инфраструктура пещер поражает воображение современного человека. Глубоко под землёй (вместо улиц) было вырублено множество галерей и лестниц. Мастера устроили в верхнем городе специальные ходы, по которым можно было быстро и тайно проникнуть в катакомбы в период нападения врага. Там же работали многочисленные пещерные лавки и мастерские, масло/давильни, мельницы, голубятни. Использовались и гигантские сырьевые пещеры, вмещающие от 2000 до 5000 тыс. голов овец.

Были чётко соблюдены и духовные аспекты. В распоряжении верующих прихожан были пещерные храмы-часовни с притворами, в которых предусматривались даже крестильные купели (высотой и шириной в человеческий рост). О чём, на основании раскопок, писали в своих трудах Н.Марр, И.Орбели и др.. (11) Кроме храмов и монастырей, армянские зодчие строили катакомбные усыпальницы-склепы. О подобных, скрытых, христианских усыпальницах армянских царей в Ани-Камахе, а также в замке Ангех (Ошакан) и селе Аху, достаточно много писал, в своё время, ещё академик Н. Марр. А другие, ещё более древние, усыпальницы армянских царей, построенные со времён Тиграна Великого, находятся в скалах ущелья реки Ириды (бывшая армянская Амасия) и на территории городища Старой Ниссы (город-мавзолей Тигранокерта под Ашхабадом).

Подземный же, Ани, скорее всего, не афишировался и был сугубо секретным объектом. Видимо, данные подземелья не упоминаются в источниках именно из-за своего стратегического назначения. Поэтому, он оказался практически, неизученным специалистами, регионом города. Он был сырой, тёмный, холодный, имел протяжённость, примерно, 120 м и не был пригоден для длительного нахождения в нём. Но после Первой мировой войны Карс и его окрестности, снова были возвращены Турции. После чего турецким правительством было приведено в жизнь (принятое ещё до геноцида) безпрецедентное, по подлости, преступное решение не восстанавливать вообще (а по возможности разрушать и обрушать) исторические памятники автохтонного населения (армян, греков, сирийцев) на всей, ранее завоёванной турками территории исторической части Великой Армении и Византии.

Ждут своего «часа исследования» подобные города и культовые пещерные армянские сооружения в Крыму, близ Херсона (т.н. «Морская Армения», по Бартольду). Армянские строители традиционно предпочитали строить цитадели на архаичных природных монолитах. Особенно выделяются средневековые крымские пещерные города «из камня и на камне», построенные на доисторических останцах (подобных останцу в Гарни) и отлично оборудованные питьевой водой. Вода в этих городах была всегда доступна жителям, её добывали из глубоких каменных колодцев. И когда в VIII веке в Крым пришли хазары, всё разорили, пожгли, а имущество жителей разграбили, армяне, греки и другие христиане, спасались от ужасов и произвола кочевников в таких неприступных городах. Они бросили всё нажитое имущество и дома, и поднялись с плодородного предгорья полуострова в горы.

Например, на горе Тепсень, христиане вырыли пещерные храмы Горзувити (Гурзуф). Это были довольно большие, хорошо укреплённые населённые пункты, с юга защищённые природными обрывами. На плато христиане построили много общественных сооружений и жилых домов, улиц и площадей. Высекались в горах многоярусные пещеры по типу Ани — хранилища для провианта, оружия и т.д.. Были также возведены в скалах часовни, склепы («гавиты»-древ.арм.), книгохранилища, больницы и казармы. У местных жителей бытовало поверье, что в, якобы, «Генуэзской крепости» крепости города «Сурхат» (в переводе с древ.арм. на русский-«Острая Скала») (12) тоже находилось пещерное культовое помещение. Древние русичи, часто бывавшие в нём, называли этот город Сурож, сейчас он известен как Судак.

Нетленные мощи Апостола Матфея, армянский монастырь – тайна Иссык-Куля

К неисследованным, загадочным и очень интересным памятникам катакомбной армянской архитектуры относится один сокровенный армянский монастырь на древней киргизской земле. Этот, удалённый от Армении регион, благодаря «Шёлковому Пути», пролегавшему через него в «Поднебесную империю», вращался в орбите многих историко-культурных мировых процессов.

Следует заметить, что древние киргизы поддерживали не только плотные экономические отношения со многими государствами Востока и Запада. Эти земли были известны также и как древние христианские ареалы ещё с VI в., благодаря сирийским и армянским миссионерам. (13) Об армянском присутствии на территории Киргизии сообщает Рашид-ад-Дин (арабский источник). Он пишет, что есть в тех землях город, он очень был богат, в нем имелась весьма крупная, армянская, церковная община.

Его называли ещё «город христиан» — Тарсакент, (ныне современный Бишкек, Чуйская долина). А в 1332 году в нём был похоронен армянский епископ Иоанн. Так же хорошо Тарсакент был известен и среди купцов многих стран. Паломники и миссионеры тоже его знали, т.к. оставались в нём на отдых. А «Монастырь братьев-армян» на Иссык-Куле поддерживал с Тарсакентом деловые и духовные отношения.

Итак, на о. Иссык-Куль когда-то «был построен монастырь братьями-армянами». Армянские зодчие построили монастырь по всем правилам фортификации. О чем есть сведения в арабских и в латинских источниках за 1375год. Кроме того, писал об этом монастыре некий человек с о-ва Майорка. Он был автором географического, т.н. «Каталонского атласа» мира (по многим источникам, лучшего на тот момент). Звали его Крескес, сын Авраама (возможно этнический армянин?). На Каталонском атласе было изображено здание с крестом и прямо указано, что это «Место Иссык-Куль. В этом месте стоит монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста». Долгие годы считалось, что это красивая легенда.

Каталанская карта gumilev-center.su

Но митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир (РПЦ), считает, что это не легенда, а «историческое предание». По этому поводу он пишет: «в киргизской земле нашло посмертное упокоение нетленное тело святого апостола евангелиста Матфея … Эта святыня хранилась на о. Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о её местонахождении». Это был очередной пещерный армянский храм-монастырь, построенный внутри огромного каменистого холма на берегах подземной реки, впадающей в Иссык-Куль. (13) Впоследствии, по благословению РПЦ, монахи Валаамского монастыря основали на этой благословенной земле (недалеко от армянского монастыря) Свято-Троицкий монастырь и русскую миссию.

В 2005 году митрополит Владимир, организовал форум, экспедицию и подводные археологические раскопки на Иссык-Куле. Отец Владимир сам видел под водой развалины армянского монастыря. Далее, он пишет в своей книге: «… на берегу озера Иссык-Куль стоял монастырь братьев-армян, где хранились мощи св. апостола Матфея, принесенные туда из Сирии во II или III веках … Местоположение армянского монастыря отмечено на Каталонской карте XIV-XV в.в., … это было, в те времена, общеизвестным фактом … и хотя, развалины видны под водой, археологические исследования никогда не производились».

Митрополит считает, что надо проводить планомерные ежегодные подводные раскопки этих мест (и армянского монастыря в первую очередь). Ведь первая архео/экспедиция оказалась весьма плодотворной, было найдено большое количество предметов материальной культуры. Разнообразные реликвии периода раннего христианства – культовые сосуды, складни, нательные и другие кресты и т.д., а также иудейские реликвии (семисвечники-миноры, нательные подвески-«моген-Давиды» и т.д.). Уцелели на территории Кыргызстана (и нуждаются в срочной реставрации, христианские храмы VII-VIII в.в.). Их построили в Ак-Бешиме (Суяб) и Краснореченском районе (Невакетская митрополия, она возникла после Эфесского церковного раскола в 431г.).

Кроме того, среди местного населения бытовали старинные предания о том, как армянский монастырь оказался затоплен под водой. (15) Одно из них гласит, что Чингиз-хан направил в Чуйскую долину войско в 25 000 тыс. всадников. Хан решил разграбить город, находившийся в сутках езды от армянского монастыря. Состоятельное население и монахи монастыря Суйаба собрали свои сокровища, и снарядили караван в сторону Кашгара. Но по пути христианский караван (числом около 200 верблюдов), попал в монгольское окружение.

На радость беглецам, на их пути стоял армянский монастырь. Монахи укрыли сокровища, а через сутки (или двое) к монастырю приблизились татаро-монголы. Монастырь не сдался врагам, а монахи, владея древним, армянским строительным, секретом, специальными приспособлениями нажали на определенные плиты, и подземная река, слившись с озером, поглотила монастырь. Церковные реликвии монастыря и святые мощи апостола Матфея, сокровища горожан и реликвии монастыря Суайба, надежно погребенные под толщей воды, не подверглись разграблению и поруганию язычников.

Армянские монахи отличались христианской взаимопомощью и веротерпимостью и помогали страждущим, просивших их о помощи. Об этом существует одно интересное предание в латинских источниках. Часть рыцарей-тамплиеров, спасаясь от преследования, скрылись на о.Иссык-Куль. при помощи братьев армян выстроили замок на одном из островов озера. В этот дальний замок тамплиеры свезли сокровища и редкие рукописные фолианты ордена.

Поисками секретных документов и храмовых ценностей занимался Субудай-багатур. Он приказал прислать из Китая опытных ныряльщиков (ловцов жемчуга), но они ничего не смогли поднять на поверхность. Ловцы жемчуга сказали нойону, что им было страшно, что-то не пускало их при поиске сокровищ, а вода в том месте почему-то становилась мутная. Некоторые говорили, что жестокий военачальник, рассвирепев, повелел вспороть ныряльщикам животы.

Читать также: Драгоценные жемчужины армянской архитектурыАрхитектура Анийского царства

Автор: Наталья Соболь, историк-арменовед, Подробнее  читать по ссылкам в публикации выделенным оранжевым цветом, или просто забить в поиск сайта интересующую фразу.

Комментарии к публикации:

(1) Народ «Туваль» упоминается в Библии (список сынов Иафета, внуков Ноя) рядом с народом «Мешех» (Иезекиель, 27:13; 38:2,3; 39). Они полностью тождественны двум народам Вост. и Центр. Анатолии. Таким, как народы — «Табал» и «Мушки» (упоминается в хрониках I тыс. до н.э.). О чём пишет Геродот, перечисляя подчинённых персам народов. Б.Мойшезон пишет: «Табал и Мушки … (Мушки, или месхи (мосхи) – это ассирийское, и, соответственно, грузинское обозначение верхнеевфратских армян».

Морская и др. связи Вост. Анатолии с Зап. Кавказом подтверждается мн. архео/свидетельствами. Античное название Грузии Иберия. Иосиф Флавий (I в. до н.э.) утверждал, что Кавказская Иберия соответствует этносу «Туваль». Столица – Мцхета, сильно перекликается с этнонимом «мосхи». Об армянском происхождении этого народа развёрнуто пишет Мойшезон. Есть ещё одна Иберия – Испанская, cтрана «Баскон» (где население это народ баски).

Они говорят на языке, практически идентичном армянскому. Herzfeld E. «The Persian Empire» , Wiesbaden, 1968, р.126. Jacobcen Th. «The Sumerian King List», Assyrilogical Studies, II,1939,р.71. Deniker J «Artifical cranial deforvation», London,1931, р.15/ Strabon. «Geogaphy»v.v. II, р.225. Иванов В. «Хеттский язык», М.,1963,с.20-21. «История Древнего Востока», М.,2002, с.674. Мойшезон Б. «Арменоиды – аристократия древности», ст., журнал «Народ и земля», Израиль, Иерусалим,1984-1985, № 1-3.

(2) Хасн-ибн-Саббах (?-1124), «Господин горы», подвизался в секте исмаилитов, являясь её «даи» (пропогандистом), прошёл тайное обучение в Египте, основатель «секты послушания». Суть его учения в следующем: всё человечество (в том числе другие мусульманские течения) неоднородно, по сути. Человечество делилось на «людей и недочеловеков». Сунниты и шииты – почти нелюди, евреи и христиане – вообще нелюди, а тюрки и вовсе выведены в отдельное определение. По его глубочайшему убеждению, тюрки происходят «не из детей Адамовых, а некоторые называют их джинами». Люди, не признающие учение Хасана-ибн-Саббаха, глубоко заблуждаются и не спасутся. Основа секты безоговорочное подчинение имаму Хасану.

Им был введён запрет на грамотность и чтение старых книг. Объявил войну остальному исламу, создал т.н. гашишных воинов, «жертвующих собой» («фидай»-перс.). «Старец горы» создатель домашних пыточных зинданов. Он убийца просвещённого везира Низама-Аль-Мулька (18.10.1092), султана Малик-шаха (8.11.1092), султана Мухаммеда, градоначальника города Хомса, вдохновитель резни в Исфахане и Халебе, Мученически убил своего сына Устада, другому сыну – Мухаммеду отрубил голову.

Всего же было погублено фидаями три халифа, шесть везиров, несколько наместников областей, много духовных мусульманских лиц, а простых людей без числа. Фидаями был убит великий учёный Ирана, «отец прекрасных свойств и качеств» — Абу-ль-Махасин, князь Раймунд Трипольский (1105), макграф Конрад Монферратский (1192). После смерти кровавого старца, вожди исмаэлитов перегрызлись между собой, позднее вождём станет простолюдин Умид и его сыновья. Позднее исмаэлитов покорят монголы, последний глава Аламута — Умидид (ХIII в.) женился на служанке монгольского вождя, хан его не принял и он пропал в монгольской пустыне. Грозой секты станет в ХII В. Султан Салах-Ад-Дин. Можейко И. «1185 год (Восток-Запад)», с.152-179.

(3) Подобная, т.н. «молочная», цветовая гамма применялась в разных регионах Армении. Например, при глазурованном покрытии специальных настенных плит банной купальни Лори-Берда (столица Ташир-Дзорагетского царства, Х-ХIII в.в.) и т.д.. Следует добавить, что полы городских бань и, по всей видимости, других зданий, в Лори-Берде были двойными и тёплыми! «По трубам, размещённым под полом, проходили дым и тепло печи и таким образом нагревали купальни». Дульян С., Асланян А. «Знакомьтесь. Армения», Ерев., «Айстан», 1972, с.167.

(4) Селин Туйсозоглу сообщает в путеводителе по Турции: «скрываясь сначала от римлян, затем от иконоборцев, Сассанидов и турок, эти отважные христиане выбили в мягком туфе пещеры, построили в них церкви с великолепными фресками и даже целые пещерные города». Туйсузоглу С. «Путеводитель», 2001.

(5) Гай Кассий Лонгин — римский сотник, находился рядом с Христом, когда он мучился прикованный к распятию. Пожалев Спасителя, испытывавшего на кресте тяжкие муки, проткнул его своим копьём, избавив от мучений. Уверовал в Христа, стал проповедовать учение Спасителя, причислен к лику святых. Одним из достоверных авторов, освещавшим эту тему, считается Фавстос Бузанд («Фавст Византиец-древ.греч.; к.IV-н.Vв.в.), а также другой, более поздний, армянский историк Вартан Аревелици (ХIII в.).

Он, ссылаясь на Бузанда, и другие армянские источники, записал несколько преданий о том, что св. Григорий имел при себе копьё Лонгина. Копьё попало к Г.Лусаворичу когда он находился в Кесарии. Вартан сообщал, что Римский сотник Лонгин какой-то период своей жизни провёл в Каппадокии (долина св.Иеронима). По преданию, копьё сотник передал одному благочестивому христианину, а потом оно дошло до св.Григория. Вторая, по значимости версия, гласит, что копьё попало в Армению благодаря апостолу Матфею («Матевосу»-древ.арм.).

По третьему преданию его принёс в Армению Иосиф Аримафейский. А далее, св.Григорий схоронил святыню в одной из пещер Котайка (близ Эрибуни). Люди, жившие в уединении в этих местах, первые из уст св. Григория услышали «Святое Слово Божье». Поначалу копьё хранилось в Эчмиадзинском монастыре. В 320 г. Святитель построил в неприступном ущелье церковь Ге(h)ард и основал там монастырь («Айриванк»-древ.арм., дословно «Скальная церковь.).

По другой версии, в VIII в. в период арабской экспансии, Эчмиадзин стал доступным местом для нападения врага. Монахи, опасаясь за реликвию, переправили копьё в труднодоступный монастырь Айриванк. С тех пор монастырь стал называться Ге(h)ард. Дульян С., Асланян А. «Знакомьтесь. Армения», Ерев., «Айстан», 1972, с.115-117. Респондент: Тер-Анания (Тер-Бабаян), настоятель церкви во имя «Пресвятой Богородицы» с.Большие Салы, Ростовской обл., Мясниковского р-на.

(6) Григорий Просветитель («Лусаворич»-древ.арм.) – первый католикос Армении. После закладки им монастыря, через некоторое время образовалась монастырская община малого проживания, которая впоследствии стала большой. Также в монастыре вырос большой комплекс храмовых сооружений. Нерсес Ламбронаци писал, что в 365 г. священное копьё было принесено на первый собор Армянской Апостольской Церкви в Аштишате. Н.Л. также писал, что в войске Фридриха Барбароссы (крестовый поход 1189 г.) сражались и армянские рыцари. Существует старинное предание, что Ф.Б. приезжал в Айраванк чтобы прикоснуться к святыне, а то копьё, которое было у него, не спасло его от смерти и Ф.Б. утонул в реке. Среди, поистине, безценных реликвий монастыря, находится частица Ноева Ковчега. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст частицы насчитывает не менее 6000 тыс. лет. С.Н..

(7) Татевский монастырь один из древнейших монастырей Армении, заложен был ещё в VIII в. В 885 г. был построен главный храм во имя «св. Апостолов Петра и Павла». Далее монастырь расстроился, он славился уникальным поместным книгохранилищем («матенадаран»-древ.арм.), университетом, рукописными мастерскими (рукописи Сюникской школы, апокрифы, переводы и т.д.). На территории монастыря находится уникальный, единственный в мире, такой памятник архитектуры – качающийся столб.

«Он построен из базальта, имеет восьмигранное сечение (70 см), 6 м высоты, красиво орнаментирован и покоится на шарнирном основании. Если дотронуться до него, то колонна закачается на своём полукруглом базисе, но не упадёт, а постепенно снова возвращается в вертикальное положение». Благодаря этому чуду архитектуры, восхищённые и поражённые арабы, при вторжении в монастырь (VIII в.), не стали его грабить и разрушать! Чего не скажешь о диких татаро-монголах и турках-сельджуках.

Историк Степанос Орбелян (ХIII в.) сообщает, что захватив сюникское царство, «сельджуки сожгли в Бага-Берде хранилище Татевского монастыря, в котором находилось 10 000 тысяч рукописей», поистине безценных. По народному преданию, тогда-то и возникла мысль у монашеской братии построить подземный, поместный матенадаран.

В 1931 г. сильное землетрясение разрушило все постройки монастыря, но качающийся столб уцелел. Абрамян А. «Рукописные сокровища Матенадарана», Ерев., «Армгосиздат», 1959, с. 13-14. Дульян, А., Асланян А. «Знакомьтесь, Армения», Ерев., «Айстан», 1972, с.141. Респондент: Марлен Алексанян (ныне покойный). Армения, Ехегнадзорский р-н, с. Малишка.

(8) Сохранился грузинский источник (современник царицы Тамар), сообщающий, что эрдебильный султан напал на Ани в отсутствие братьев Захаридов, и анийцы ушли в Пещерный квартал («Каратун»-древ.арм.). Brosset. Hist, de La Georgie, I, c.327-328. Марр Н. «Ани», с.72. Орбели И. «Путеводитель по городищу Ани», с.9,10. Тораманян «Материалы», I, с. 328.

(9) Помимо удобных жилищ, изумляют подземные голубятни, в которых были высечены углубления в виде гнёзд. Собиравшийся в них помёт использовался для удобрения и ещё применялся для выделки кож. Там же, т.I, c.325-327. Марр н. «Ани», с. 70.

(10) Об армянских банях ходили легенды. Знаменитый исследователь Т.Тораманян, в результате архео/раскопок, детально изучил дворцовую баню, которая показывает, просто заоблачные для того времени, технологии, и является развитым образцом средневековых бань Армении. Баня имела 2 отделения, разделенные узким топочным отделением, состоящие из 7 комнаток (видимо женское и мужское). В передней были каменные ножные ванны.

В топочном помещении был водонагревательный котёл и бассейн для холодной воды. Вода поступала в купальное помещение из топочной комнаты (купальни имели заложенные вертикальные вентиляционные трубы). Далее вода стекала в каменные ванны по двум, замурованным в стену, трубам малого сечения. Полы в купальных помещениях стояли на метровых каменных столбах. Это было сделано для подачи горячего воздуха в подполье.

Грязная же, вода выводилась по трубам большого сечения через переднюю раздевальню и прихожую. А затем она сливалась в сторону северо-восточного ската Вышгорода («Мична-Берда»-древ.арм.). Не лишним будет добавить, что во дворце была в пользовании цистерна для воды. Она состояла из 2 сообщающихся отсеков, ёмкостью около 250 кбм воды. Вода поступала в неё по подводящим железным трубам из городского водопровода. Т.Тораманян «Материалы», т.I, с.371-380. Марр Н. «Ани», с.124-221.

(11) ГНИ БСЭ, гл.ред. Вавилов С., изд. II. т. III, «АРИЗОНА-АЯЧЧО», с. 92-96. Орбели И. «Путеводитель по городищу Ани».

(12) Армяне освоили Крым ещё с древности. По мере нападений врагов на Армению в разные временные периоды, стали возрастать и вынужденные миграции (и в Крым в том числе). О чём писали античные источники, например Страбон (64 г. до н. э.). Кроме того, о постоянном армянском присутствии в Крыму сообщают и разные латинские источники (Одорико Матеуш (ок.1274-1331) — монах из ордена франсисканцев, картограф, переводчик, путешественник, причислен Ватиканом к лику святых и др.).

Во II-I тысячелетиях до н. э. армяне уже жили на южном берегу Чёрного моря — от устья реки Галис на западе, до Колхиды («Кохгис»-древ. арм., «Боковина»-русс.) на востоке. Достаточно широко освещены эти события у историка Зеноба Глака (н. IV в.) и у учёного Анании Ширакаци (VII в.). По этому вопросу существует немало свидетельств арабских авторов. Например, известного арабского путешественника марокканца (уроженец Танжера), картографа, географа — Абу Абдаллаха Мухаммада ибн-Баттуты (1304-1377), другого марокканца Ибн-Джузайи (рукопись «Книга странствий») и др..

В славянских источниках тоже есть сведения на эту тему. В Крыму, с незапамятных времён, сохранилось весьма много древнеармянских географических названий окрестностей. Они прочно и органично вошли в наш повседневный речевой обиход, и говоря, мы не задумываемся об их топономике и древнейших этимологических армянских корнях. Например, в переводе с грабара они означают: гора Прчорт (Мохнатая), гора Сапун (Горбатая), город Сурхат (т.е. на древ. арм.-Острая скала), Алушта — это древнее армянское слово Ал(h)уштэ (Красная пещера).

А название города Керчь тоже дошло до нас почти без изменений — Кирче (Ущелье, Теснина). А также Варденик (Вардане), Артик, Алупка, ущелье Хапхал. Водопад Джур-джур (кстати, слово джур на армянском языке означает вода), мыс и одноимённая крепость Айа (Армянский). Чёрное море в ранних источниках называли Армянским морем, на турецком языке это звучит «Кара-дэнис» (турки термином «кара» называли армян).

Об этом же говорят и результаты археологических находок – золотые изделия, изображающие коней, колесницы, ангобная керамика и т.п., предметы материальной культуры, перекликающиеся по стилю изготовления с изделиями с Армянского нагорья. Крымский след армян особенно сильно чувствуется в период т.н. «митридатовых войн». Во время военных действий в Тавриде, в войске царя Митридата были и армянские легионы. Привёл их, Митридату на подмогу, армянский царь Тигран II Великий (дин. Аршакуни, 89-55 г.г. до н.э.).

Он был не только военным союзником Митридата Евпатора, но и приходился ему зятем. Вместе они противостояли агрессивным римским устремлениям на Восток. Оставшиеся в живых армянские воины получили в награду за верность земли и так осели в Крыму. Археологические раскопки /за 1910-1911 г.г./, показали, что в Херсонесе, присутствуют также следы сражений между войсками патрикия Вардана Филиппика (Пилика-древ.арм.) и Юстиниана II. Князь Вардан утвердился в Херсонесе с помощью крымских повстанцев. Далее, он сверг Юстиниана II и ненадолго занял византийский престол (711-713 г.г.). Филиппик старался укрепить политические связи и послал князя Колокира (этнический армянин, патрикий) к киевскому князю Святославу. О чем сообщает византийский историк-халкедонит Лев Диакон.

А в Судаке сохранилась армянская крепость «Солд-хайц», построенная армянами в 1342 году (сейчас это музей). Её почему-то называют генуэзской крепостью, может оттого, что такое название звучит позагадочней и попривлекательней для туристов?! Но, есть важные исторические факты, говорящие о том, что крепость в Судаке армянская, а факты — вещь упрямая! По раннехристианской традиции, во всех армянских крепостях, традиционно строились церкви, или, по крайней мере, часовни. В т.н. «генуэзской» крепости стоит армянский храм во имя «12-ти Апостолов» («Таснэ(r)ку Аракелоц»-древ.арм.) и армянская часовня.

Когда-то при ней функционировали церковная школа и мастерская («горцатун»-древ.арм.). Позднее храм завоеватели перестроили в мечеть, но Божье Присутствие скрыть не в воле человека, даже если он султан или хан. На расчищенной, от наслоений, стене открылась фреска, выполненная в характерной армянской манере. На ней изображена Богородица с младенцем («Аствацацин ев манук Иисус»-древ. арм.). Кстати, татары, появившиеся в Крыму только в XIII в., уважительно называли Её «Мать Мария» («Майрем-Анай»-тат.).

Латинские надписи появились позднее, когда генуэзцы, в свою очередь, перестроили армянскую церковь в католический храм. Но, армянское присутствие в судакской крепости скрыть не удалось. Например, над центральными воротами, по Воле Господа, сохранился «духовный символ христианской Армении»! Это анийский каменный крест («хачкар»-древ.арм.), аккуратно и традиционно встроенный армянскими зодчими в стену сторожевой башни. Армяне ведут данную традицию закладывания хачкаров в стены своих храмов и крепостей, ещё с первых времён принятия христианства. Айвазян С.М.

«История России. Армянский след», М., «Кронпресс», 1997, с. 239. А также армяне упоминаются в источниках царя Митридата Евпатора. Себеос, Зеноб Глак «История Тарона», позднее, у Анании Ширакаци об армянах в Крыму – «География Мироуказатель» и «Интернарий». Ереван. Матенадаран, рукопись № 520, № 2679, с. 208«а». Орбели И.А. Ереван, 1963 г. с. 319. «Заметки о 2-х армянских надписях «Крестообразного храма в Херсонесе XIII в. Из Арх./ком. 10 СПб, 1904, стр.2. репринт. «Христианство и Русь», Наука. М.,1988г.; с.16, см. также др. историков по истории Византии.

(13) О ранней киргизской христианизации свидетельствуют Феофан Византийский и Феофилакт Симокатта. Воинам-тюркам из Бухары в 519 г. их матери традиционно наносили на лоб тату в виде креста, а также миссионер Субхальешу (636 г.), Смбат, брат Гетума I, 1248), Плано Карпини (XIII в.) и др.. Таким образом, они своих детей оберегали от эпидемий чумы. Средневековый источник Рашид-Ад-Дин (ХIII-ХIV в.в.) называл Тарсакент городом «существующим с незапамятных времён».

Древнее городище Кара-Джиган содержит более 3000 тыс. киргизских христианских надгробий («кайраков»-древ.кирг.). Ф. Симокатта «История», М., 1957. «Византийские историки», Санкт-Пет., 1860. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир «Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное наследие Киризии и христианские аспекты этого наследия», РПЦ, ИМП, 2002, с.22,36-37,107, 123.

(14) Российский источник XIX в., барон А.Каульбарс сообщал: «… неподалёку от Иссык-Кульской Троицкой обители, у устья рек Тюп и Кой-Су, сохранились под водой развалины древнего города». Там же, с.22.

(15) Другое местное предание сообщает, что за грехи горожан (их отказ в гостеприимстве и оскорблении святого странника), город (Курменты), где находилась армянская обитель, был затоплен водами озера. О чём писал П.Семёнов-Тяньшанский.Там же, с.22.

Источники:

M. Restle. «Well pantings in Asia Minor. Reclinghaysen», 1967. Vol. I.

Thiery N. «Nouvelles rupestres de Cappadoce. Region du Hasan Dadi», Paris, 1963. Он же, «Notes critigues a propos des peintures rupestes de Cappadoce. //Peintures d’ Acia Mineure et Xle siecles». Varoorum Reppints, London, 1977, p.p. 337-371.

N. Oikonomides «The dedicotory inscription of lori tas kilisesi (Cappadoccia)». Harvard UK. Rainion Stuiesvu, 1983, ,p.p. 501-505.

I. Beldiceanu-Stenin herr. «Une tourma revelce par I’eglise Egri Tas de Cappadoce». //JOBG, 38(1988), p.p.395-420.

Brosset.Hist, de la Georgie, I, c.327-328.

Амасиаци А. «Ненужное для неучей», М., АН СССР, 1990,с. 524.

Аревелици В. «История», Ер., Матенадаран, рукопись № 3074, с. 4«б»-48«б», список за 1307 г..

Арутюнян В. «Город Ани», Ерев., АГИ, 1964.

Онже, «Караван-сараи и мосты средневековой Армении», Ерев., 1960, с. 80-90.

Бабенчиков М. «Народно-декоративное искусство Закавказья и его мастера», с.56-65.

Бартольд В. «О христианстве в Туркестане в домонгольский период», т.II, с.256-302.

Буниатян Н. «Языческий храм при дворе Трдата в крепости Гарни», с.14-24.

Бюзанд Ф. «История Армении», Ер., Матенадаран, рукопись № 1867, с. 189-327, список за 1662 г.. Он же, «История Армении», Ерев., 1953, с.167.

ГНИ БСЭ, гл.ред. Вавилов С., изд. II. т. III, «АРИЗОНА-АЯЧЧО», с. 92-96.

Горячева В. «Город золотого верблюда».

Драсханакертци И. «История Армении», с, 252-253, 353.

Дульян С., Асланян А. «Знакомьтесь. Армения», Ерев., «Айстан», 1972, с.115-120.

Езецкая Н., Сопоницкий О., «История искусства народов СССР, IV-XIII в.в.», т. II, с. 19-73, 53, 85-89, 95, 99-101, 109-110, 130, 156-158, 172, 430.

Журнал Московской Париархии, Р П Ц, спец/выпуск, с.51.

Здорик Т. «Камень рождающий металл», с.99.

«Житие Теодороса Корюна», т. ХVI, с. 55-56.

Косидовский З. «Библейские Сказания евангелистов», гл.V, с. 167.

Кызласов Л. «Археологическое исследование в Ак-Бешиме в 1953-1954г.г.», с. 19-59.

Лебединский В. «В удивительном мире камня», с.150-154.

Лео «Ани», с.128-130.

Манданян Я. «О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времён», Ерев., 1954, с.222.

Марр Н. «Записки Восточного отделения императорского Русского Археологического Общества», вып. 3, 4, с. 398-399.

Он же, «Ани – столица древней Армении», с.124-125, 221-222

Онже, «Ани», с. 72, 94, 123-125, 170, 196-197.

Можейко И. «1185 год (Восток-Запад)», с.152-179.

Озмитель Е «Из истории древних культов Средней Азии. Христианство». Он же,

«К истории христианства в Средней Азии XIX-XX в.в.».

Орбели И. «Развалины Ани», с.45-47, 52.

Он же, «Путеводитель по городищу Ани», с.9.

Перегудова С. «Таш-Рабат», с.55-56, 64.

«Памятники эпохи Руставели», Л., изд. Эрмитажа, с.68.

Рерих Н. «Восток-Запад», с. 23.

Семенов Тян-Шанский «Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857годах», с.186-187.

Страбон «География», книга ХП, с. 5

Тораманян Т. «Материалы», т. I, с.325-328,331,360-377.

Туйсузоглу С. «Путеводитель», 2001.

ТV, передача «Хочу всё знать с Михаилом Ширвиндтом».

Тяжлов В. Сапоницкий О. «Византия, Армения и Грузия, Болгария и Сербия, Древняя Русь, Украина и Белоруссия. Малая история, искусство средних веков», с.123-140.

Чалоян В. «Армянский ренессанс», М., изд. АН СССР, 1963, с.170.

Эприкян С. «Иллюстрированный географический словарь», т. I, с.153.

Strabon, XI, 146. Plut, Lucullus, XXXII. Плутарх, «Морали», «Сравнительное жизнеописание».

Любимов Л. «Среди сокровищ Эрмитажа», с.29.

Опарин «История рабства» Архео/исследования Книги откровений, гл. 7, папка Бible. сom.ua|bessmertie|2-07|htm|.

Урхаеци М. «История», с.147.

Шуази О., «История архитектуры», т.II, с.20, 51, 52.


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.