Опубликовано: 29 марта, 2017 в 15:04

Есть ли армянская диаспора в России?

Есть ли армянская диаспора в России?Диаспора – серьезное понятие. Она требует если не самоуправления и собственного суда, как это было в дореволюционной России у армян, то, по крайней мере, наличия осязаемых границ между общинами, так же как и между их идентичностями.

Идентичность российских армян сегодня можно рассматривать на трех уровнях. Первый – это лояльность к российскому государству, принятие общепринятых российских правовых и социальных норм общения и поведения, профессиональная и личностная значимость как членов российского общества.

Второй уровень – армянское культурное наследие, узкий круг дружеских, родственных и национальных связей и саморазвитие, в том числе и семейное воспитание, в русле армянских традиций и ценностей.

На этом уровне возникают стихийные формы самопрезентации армян иноэтническому окружению, которые, как правило, носят самодеятельный и зачастую не подкрепленный серьезной научной мыслью характер.

Этот уровень частично воплощен организационной суетой армянских общин в РФ, в которых научные сотрудники – персоны нон грата.

Третий уровень – глобальный – суть и смысл существования армян на планете, значение армянской культуры как элемента природной эволюции, как фактора вносящего определенное воздействие на человечество и его развитие.

Этот уровень идентичности мог бы развиться в среде работников науки и образования, но их тщательно оберегают от влияния на общественные диаспорные структуры.

В рамках этой глобальной идентичности могли бы возникнуть проекты саморазвития и самоконструирования таким образом, чтобы модель армянина 21 века способствовала бы улучшению положения армян во всем мире, влияла бы на построение такого социального порядка, как в России, так и во все мире, который создал бы условия для максимального развития армянами своего творческого и личностного потенциала.

Одновременно, эта модель послужила бы ступенькой к созданию глобального государства.

Пока социальная обстановка устойчива и неизменна, жизнь стереотипно повторяет от поколения к поколению те же технические и социально-организационные воздействия, которыми преодолеваются сопротивления стихийной или человеческой природы.

Но будучи мигрантом, или проживая в диаспоре, человек обнаруживает неэффективность в новых условиях старых образцов поведения — он оказывается порой бессилен и беспомощен.

Неизбежно, что он должен принять меры к обогащению своего поведения новыми образцами.

Если же меняется общая природная или социальная обстановка, неприспособленность широко охватывает всю жизнь консервативного коллектива.

В отсутствие научной фундированности ( ну просто нет денег у армян на науку, вот если бы научные исследования проводились в ресторане, тогда другое дело!) противоречия между уровнями идентичности преодолеваются стихийной интеграционной культурной и идеологической работой.

Она идет на широком общественном фронте приближения российских взглядов и реалий к указанным выше положениям, а также пропагандой среди малообразованных армянских слоев. К сожалению, именно в этом последнем плане есть серьезные проблемы и ограничения.

Помимо того, что отсутствуют какие-либо серьезные армянские СМИ, кроме «Еркрамаса» и «Юсисапайла», нет и поддержки этой работе ни со стороны армянских кругов, ни со стороны государства Армения ( скорее, наоборот, препятствуют).

Почему? Официальные установки РА по отношению к диаспоре те же – закрепление статуса этно-фольклорного музея с догматизацией исторически ушедших образцов поведения, что собственно является содержанием транслируемой из Москвы советской парадигмы.

Последние волны мигрантов из Армении резко диссонируют со сложившимися в российских армянских кругах нравами и уровнем общественного поведения.

Многолетняя, тщательно выверенная, идеологическая и пропагандистская работа местных армян по созданию достойного образа армянина мгновенно идет насмарку от проявлений мошенничества, нечистоплотности, невежества и неумеренного самовосхваления, которые, конечно, дают повод российским СМИ «вывалять» армян в грязи.

Диаспора также как и государство нуждается в идеологии. Отсутствие идеологии – это движение без конечной цели, движение в никуда, и, в лучшем случае, бег по кругу. Именно идеология является базисом, на котором выстраиваются и политика и экономика.

Специфика диаспоры в том, что она должна синтезировать лояльность к государству проживания с культурной и национальной самоидентичностью.

Отсюда вытекает, что для диаспоры должна быть заявлена более масштабная и глобальная цель – например, сделать свою национальную культуру средством построение общества справедливости и разума на всей планете (сохранение инвариантности при социальных инверсиях), освободиться от паразитизма и рабской эксплуатации человека, изгнать из общественных проявлений агрессию и криминал и т.д.

В конечном счете, диаспорная идеология стремится достичь лозунга: «От Земли без границ к границам Вселенной!» Таков вынужденный путь к универсализму, преодолевающий
размежевание культур в рамках одного государства.

Такого рода представления начинают влиять и на коренное население РА, создавая в нем двоякое отношение к диаспоре.

Встречное движение мотивирует и активность РА, как и аналогичных стран, имеющих диаспоры, к созданию глобального государства, т.е., переход от территориального государства к экс-территориальному, включающему в себя квази-виртуальные сферы образования, культуры, идеологии, науки, искусства и др., в которых проводится государственная политика РА, хотя локально они расположены на территориях других государств.

Сегодня РА пока не в состоянии освоить этот тип государства, несмотря на благоприятные обстоятельства.

Почему не в состоянии?По двум причинам. Во-первых, в РА нет специалистов по социальной инженерии, способных предложить проект и реализовать естественную тенденцию стран с разветвленной диаспорой к созданию глобальных государств. Во-вторых, у армян в России, да и в США, нет диаспоры.

Она была только в Ираке, в Ливане и в Сирии. Армяне в России являются мигрантами с постепенно убывающей этнической составляющей.

Тем не менее, мы должны принять любые отряды армянства как его неотъемлемые, хотя и функционально различные элементы, зависящие в определенных масштабах от социальной среды. Из разных элементов армянства можно и нужно выстраивать новые стратегии его развития.

Э.Р.Григорьян, социолог.




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Комментарии 1

  • […] 1.Григорьян Э.Р. Социология как социальные шахматы. М.: Институт социальных наук, 2014, 126 с. 2. Григ Эр (Григорьян Э.Р.) Социология для руководителей. Ереван, 2015, 232 с. 3. Григорьян Э.Р. Преодоление западной (шахматной) цивилизации. Контуры новой социологии. М. 2015, 243 с. 4. Григорьян Э.Р. Мудрость как инструмент построения нового мирового порядка. Ереван, журнал «Мудрость»,№2(3), 2014, сс.136-149. 5. Григорьян Э.Р. От противодействия – к прагматическому использованию особенностей друг друга. Тезисы международной научной конференции: «Культура моря – культура человечества в диалоге цивилизаций». Ереван, октябрь, 2015, сс.51-52. 6. Григорьян Э.Р. Субъектный подход в социальных науках. Сборник статей. Отв. ред. Э.Р. Григорьян. М., ИСН, 2015.- 140 с. 7. Григорьян Э.Р. Важность социологического изучения субъектов социального действия. Журнал «Регион и мир». Ереван. №1-2, 2015, сс.56-59. 8. Григорьян Э.Р. Симметрия и асимметрия в социуме. Субъектный подход в социальных науках. Сборник статей. Отв. ред. Э.Р. Григорьян. М., ИСН, 2015.- 118-129 сс. 9. сс. 609 — 612. Политическое измерение мировых финансовых кризисов. Феноменология, теория, устранение. Под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2012. — 632 с. 10. Успенский Ф.И. История Византийской империи, М., 2005, т.4. […]

Добавить комментарий для Почему исчезают государства? | Вне Строк Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.