Опубликовано: 20 Сентябрь, 2017 в 19:50

Мы не хотим забывать, что нашими предками были армяне

Мы не хотим забывать, что нашими предками были армянеЛюбое упоминание о проживающих в исторической Западной Армении (нынешняя территория Турции) наших соотечественниках – миллионах криптоармян, амшенских армян или хемшилов на страницах СМИ, вызывает у армянской общественности нескрываемый интерес.

И особенно соотечественникам, спасшимся от турецкого ятагана в конце позапрошлого, начале прошлого века на просторах России. В этом смысле примечательным для армянской общины Сочи и в частности проживающих там амшенских армян событием, стала их состоявшаяся 29 июня 2016 года встреча с представителями общины хемшилов Турции и Крыма (1).

«Мы больше не хотим забывать, что нашими предками были армяне. Да, на протяжении последних веков мы живем практически отдельно, в отдаленности друг от друга. И наш общий язык, наши обычаи, традиции на первый взгляд, исчезли, а наши песни забыты.

Однако, мы уже доказали, что это далеко не так», – убежден приехавший в гости к соотечественникам в Сочи, член Союза сохранения и защиты культуры «Хадиг», руководитель музыкального ансамбля «Вова» Хикмет Акчичек.

Мнение Акчичека сегодня трудно назвать редким и тем более одиозным. Его придерживаются многие соотечественники, проживающие не только в Западной Армении, но и на российском Северном Кавказе, побережье Чёрного моря до самого юга России.

Первые амшенцы переселились на Черноморское побережье Кавказа в конце ХIХ – начале ХХ века, спасаясь от насильственной исламизация населения ставшей к середине ХIХ века одним из пунктов государственной политики Османской Турции.

Позднее в 1878 году число российских хемшилов пополнилось жителями двенадцати сел, вошедших в составе Батумского округа, согласно подписанному в Сан-Стефано мирному договору в Российскую империю.

В силу своей как внешних, так и внутренних факторов амшенские армяне легко адаптировались к условиям практически любой социокультурной среды. Вступая в экономические и культурные контакты с окружающими народами, они перенимали и использовали многое из материальной и духовной культуры соседних греков, турок, русских, грузин, абхазов, адыгов, сохраняя в то же время собственную самобытность.

Армяне-амшенцы аккумулировали те духованые, нравственные, морально-эстетические и этические ценности, которые отвечали специфике их жизни. Несмотря на практикуемую в Турции практику насильственной ассимиляции, инокультурное влияние не приводило к пассивному восприятию амшенскими армянами чуждой морали, мироощущения и миропонимания.

Язык амшенских армян представляет собой сочетание армянского, турецкого и до некоторой арабского языка, распадаясь на несколько диалектов (2). Примечательно, что в их говоре остались и крупицы армянского грабара…

Представители различных этноконфессиональных групп Османской империи представляли геополитический интерес для центров силы, имеющих интересы в Турции. По словам тюрколога Рубена Мелконяна, в преддверии очередной русско-турецкой войны русская военная разведка в целях изучения фактора исламизированных армян отправляла в Западную Армению экспедиции еще в XVII-XIX вв.

Традиция академического исследования амшенских армян (хемшил) в России также имеет свою историю. В статье «Там, где в старину жили армяне» российский востоковед-тюрколог Владимир Александрович Горделевский, опираясь на многочисленные факты, подробно описал весомость роли армян (и в том числе армян-мусульман) в экономической и культурной жизни Османской империи.

Впоследствии в статье «Армяне и война» ученый, опираясь на свои впечатления от очередной поездки в регион, подробно описал Геноцид армян в Муше, Битлисе, других местностях Западной Армении. В указанном труде Горделевский привел и неопровержимые факты насильственного обращения армян в мусульманство.

Еще более масштабную работу в период с 1863 по 1864 годы провел российский географ и путешественник Петр Александрович Чихачёв. Под его руководством было осуществлено восемь научных экспедиций по различным регионам Армении, Курдистана, Малой Азии.

По итогам экспедиций учёный опубликовал около ста работ, в которых в числе прочего подробно описывалась культура, социальное положение, национально-освободительное движение армянского народа.

Особое внимание Чихачев в рамках, актуального в международной политике еще 1850-х «восточного вопроса», уделил и фактору армян-мусульман. Начиная со второй половины XIX века, статьи об особенности фольклора, быта, обрядности и традиций амшенских армян изучались Г. Инджикяном, Л. Бжишкяном, П. Туманяном, Г. Ачаряном, С. Айкуни и другими учёными.

Естественно, что в рамках этой логики фактор армян-мусульман, начиная с 20-30-х годов прошлого века, активно изучался также и традиционными геополитическими соперниками России – американцами и британцами.

Судя по практически полному отсутствию научных материалов и публикаций, исследователи из их числа делали это на несколько ином уровне. Исключение составляет доклад посла США в Турции Роберта Скиннера о неутешительном состоянии прав армян, всё ещё проживающих в Турции после учиненного над ними Геноцида.

В этом свете, а также в контексте насильственного захвата армянских детей и обращения их в мусульманство, данная составляющая «Армянского вопроса» изучалась Лигой Наций. По словам Мелконяна, в конце XX века темой армян-мусульман в контексте резкого роста миграций турок активно интересовались власти Германии.

Сегодня в Российской Федерации проживает до 2 тысяч армян-хемшил, более половины из них обосновались в Апшеронском и Белореченском районах Краснодарского края, а также в Каменском районе Ростовской и Грибановском районе Воронежской области.

Заняты наши соотечественники в основном в сфере бизнеса, торговли, строительства, земледелия и в целом, сохраняя свои корни и преемственность поколений, прекрасно интегрировались в местное общество.

В отличие от соотечественников с российского юга, жизнь и быт проживающих в Турции хемшил сегодня довольно тяжел. В основном они проживают в горных анатолийских районах, где занимаются скотоводством и выращиванием чая.

С другой стороны, именно многолетняя изоляция позволила им сохранить, несмотря на многовековые притеснения, доброжелательность, приветливость, разговорчивость и множество других присущих армянам черт.

И сегодня благодаря глобализации и веку цифровых технологий вся эта армянская самобытность постепенно выходит на свет, становясь достоянием армянского народа, точнее всего армянства.

Именно глобализацией объясняет наблюдающееся усиление поисков хемшил своей армянской идентичности директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении, профессор Рубен Сафрастян.

Согласно его оценкам, которыми он поделился с автором данной статьи, данный процесс только начинается и предугадать вектор его дальнейшего развития пока что довольно сложно.

Однако, его развитию, безусловно, способствует именно глобализация, выражаемая в данном случае доступностью информации, поскольку в доинтернетовский век те же турецкие СМИ об этой проблеме явно бы не писали.

В данном контексте армянский профессор склонен оценивать данный процесс как на побочный продукт глобализации. Вместе с тем, Сафрастян убежден, что проблемы национальной идентификации стали всплывать на поверхность именно в последний период отнюдь неслучайно.

«Безусловно, нужно учитывать и ситуацию в современной Турции. Это не страна 60-70-80 годов прошлого века. С 1990-х годов в этой стране идут процессы либерализации. И хотя сейчас Реджеп Эрдоган и пытается загнать их внутрь, я не думаю, что ему это удастся. Не тот век.

Эрдоган сажает людей в первую очередь за критику в свой адрес. Однако, то же движение Гези 2012 года, случаи осуждения турками Геноцида армян свидетельствуют о пробуждении турецкого общества и довольно масштабных перспективах этого процесса. На мой взгляд, пробуждение исламизированных армян является частью именно этого общего масштабного процесса», – считает Сафрастян.

По оценкам востоковеда, хемшилы, амшенские, исламизированные армяне – пока что только-только складывающийся фактор, четкому складыванию которого в первую очередь препятствует проблема их самоидентификации.

Ученый, в этом свете, подчеркивает, что отнюдь не уверен в том, что большинство амшенских армян считают себя таковыми, отмечая необходимость глубокого, тщательного изучения данной темы.

Вторым фактором препятствующим «возвращению» наших соотечественников, на его взгляд, является турецкое правительство. По мнению Сафрастяна, в Анкаре о проблеме не только не забыли, но и проявляют в ее отношении нескрываемый интерес.

В частности, ссылаясь на свои данные, профессор отмечает серьезность и систематичность изучения устройства и поведения хемшил турецкими спецслужбами. Скорее всего, у турецких силовиков наличествуют также определенные наработки применительно к разным сценариям развития сложного (если не сказать мозаичного) в этноконфессиональном отношении турецкого социума. Например, интересна тенденция возвращения к армянской идентичности среди некоторых турецких мусульман, чётко разграничивающих понятия «нация» и «религия».

(3) Армянский аналитик Саркис Ацпанян, ссылаясь на собственные источники информации в Западной Армении, отмечает, также фиксирует тенденцию возвращения части исламизированных армян к своей национальной идентичности.

Согласно его источникам, в Диарбекире, с разрешения курдских местных властей, уже действует Союз армян Турции, в котором жители окрестных сел обучаются армянскому языку. Аналогичные союзы, курсы армянского языка действуют в Муше, Дерсиме, Амшене. «И это только информация, которую я могу уже сегодня открыто предоставить, так что это все лишь первые цветочки.

Просто поезжайте в любое село Западной Армении, подойдите к первому попавшемуся прохожему и произнесите «эрмени». Вас тут же отведут к дому, в котором проживает семья исламизированных армян», — отметил он. В этой связи Рубен Сафрастян склонен считать: надеяться на то, что турки будут сидеть, сложа руки, и наблюдать за одним из процессов, ведущих в направлении дезинтеграции турецкого общества, явно не стоит.

Сохранение исламизированными армянами преемственности поколений и идентичности позволяет с большей долей уверенности предполагать, что ассимиляция армян Западной Армении далеко не завершена, как это тщетно пытается продемонстрировать турецкая статистика.

К этому следует прибавить некоторое количество «возвращенцев» – криптоармян, берущих христианские имена и фамилии и возвращающихся к вере предков. Некоторые армянские авторы не исключают даже задействования исламизированных армян Западной Армении в качестве геополитического фактора.

Давид Степанян, журналист, обозреватель информационного агентства «АрмИнфо» (Ереван)

Эдем. Армения. Страна Араратская


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *