Опубликовано: 17 Июнь, 2018 в 15:00

Армяне Самарканда

Появление армян в Среднеазиатском регионе относится к III-IV вв. н.э. и связано с распространением христианства. Преследуемые в Римской империи приверженцы новой религии устремились на Восток в Иран, Среднюю Азию и Восточный Туркестан. Как показывают исследования последних лет, распространение христианства в Средней Азии связано не только с гонениями на людей новой веры в Византии и Сасанидском Иране, но и с торговлей на Великом шелковом пути.

В составе миссионерских групп нередко оказывались купцы-христиане, среди которых было немало армян. Некоторые торговцы и миссионеры осели здесь навсегда. Попадали в Среднюю Азию армяне и в составе армий, как Ирана, так и Парфии. Так, в 599 г. иранский шах назначает армянского полководца Смбата Багратуни военачальником армяно-персидского войска и посылает его завоевывать страну кушанов. Одержав несколько побед, он подчиняет большой район Туркестана и становится здесь наместником. Есть сведения о том, что во время походов в страну кушанов был основан армянский город.

О том, что на территории Средней Азии издавна существовали армянские поселения, свидетельствуют раскопки и сохранившиеся документы. Так, на городище старого Термеза археологи обнаружили христианский храмовый комплекс, построенный по канонам армянской церковной архитектуры VII-VIII вв. Довольно значительное количество армянских ремесленников строителей, ювелиров, оружейников и каменотесов привез в Самарканд Амир Темур (Тамерлан), подтверждение чему находим в книге испанского путешественника Рюи Гонзалеса де Клавихо.

Во время второго похода Темура из юго-западной Армении в Самарканд было переселено почти все ее население. Вместе с пленными армянами в Самарканд попал священник Карапет Джугаеци. Вскоре он стал католикосом местных христиан. Впоследствии, при Улугбеке, небольшая часть армян была обращена в мусульманство.

Однако многие оказали сопротивление и остались христианами. В различные регионы Средней Азии, преимущественно в города, армяне группами и в одиночку переселялись и в последующие века. Это были торговцы и ремесленники, селившиеся не только в крупных, но и в провинциальных городах, даже на границе с Китаем и Индией. Особенно тесные связи армянские купцы из Ирана, Турции и Индии имели с деловыми людьми Бухарского и Кокандского ханств.

В середине ХIХ в. выходцы из Армении, главным образом мужчины, появились в Туркестане в ходе завоевания имперской Россией Средней Азии. Они переселялись в основном из Зангезура и Карабаха, но были и переселенцы из Западной Армении. Активное освоение армянами центральных районов Туркестанского края началось в связи со строительством железной дороги Красноводск-Самарканд.

Руки умелых кавказских ремесленников пришлись очень кстати при возведении вокзалов и мостов, паровозных депо и каменных домов, сооружаемых новыми правителями края. Имелась и другая причина: русские офицеры и чиновники, в большинстве своем не владевшие языком местного населения, вынужденно прибегали к услугам толмачей (переводчиков).

Первыми посредниками между русскими и тюркоязычными жителями края были татары и башкиры, которых вскоре потеснили армяне, свободно владевшие турецким или персидским языком (так как историческая Армения в то время была поделена между этими азиатскими державами). И что было немаловажно для российских властей, — армяне были христианами.

Имперские власти на первых порах поощряли армян, стремившихся переселиться в Среднюю Азию. Одна из московских газет писала об армянских переселенцах: «Этот честолюбивый и очень способный народ, несмотря на свою, сравнительно с другими жителями Туркестана, малочисленность, играет выдающую роль как в экономическом, так и в культурном отношении».

Когда же поток переселенцев стал увеличиваться и армяне Кавказа, Турции и Ирана стали заселять города Зарафшанской и Ферганской долин, а также Ташкент, российская администрация сочла необходимым значительно ограничить его. Объяснялось это опасением, что ловкие и опытные армянские купцы и предприниматели вытеснят русский элемент из экономики Туркестанского края.

Цифры показывают, что, несмотря на ввод ограничений со стороны царской администрации, число армянских переселенцев в Туркестанском крае продолжало расти. Соответственно, расширялась и сфера их жизнедеятельности в городах появились ремесленные мастерские и фабрики, винодельни, бани, гостиницы, доходные дома и рестораны, магазины, основанные ими.

Немало армян находилось на государственной и военной службе. С конца ХIХ в. на территории нынешнего Узбекистана учреждаются армяно-григорианские приходские школы. Преподавание в них, за исключением Закона Божьего, строго предписывалось вести на русском языке. В начале ХХ в. армянская диаспора становится все более устойчивой в хозяйственном отношении и ее благосостояние неуклонно растет.

В 1903 г. католикос Мкртич Хримянц специальным церковным указом поздравлял господина Татевоса Овсепянца, усилиями и надзором которого построена армянская церковь Святой Богородицы в Самарканде (с 1899 г. здесь действовал армяно-григорианский молитвенный дом). В 1908 г. и в Ташкенте была построена армяно-григорианская церковь. В начале 20-х гг. в Туркреспублике формируется Армянское Центральное бюро. При нем поэтапно было создано 13 школ, три дошкольных учреждения, клуб и три библиотеки.

В советский период армянская диаспора Узбекистана еще более увеличилась, как за счет естественного прироста, так и в связи с миграцией отдельных семей и специальным переселением из Армении. В 1970-х гг. только в крупных городах республики (Ташкент, Самарканд, Коканд, Андижан, Бухара) проживало более 50 тыс. армян.

Георгий Сааков, главный редактор журнала армян Узбекистана «Депи Апага»


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.