Опубликовано: 12 Июнь, 2018 в 0:01

Ширакская епархия Армянской Апостольской Церкви

Ширакская епархия Армянской Апостольской Церкви является одной из крупнейших и одной из самых молодых на территории современной Республики Армения. Она была сформирована в 1988 г. указом Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян Вазгена I Палчяна. Впоследствии епархия была частично переформирована указом Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян Гарегина I Саргисяна от 30 мая 1996 г. Административная территория епархии охватывает весь Ширакский регион Республики Армения.

Кафедрой Духовного Предводителя епархии является очень красивая и необыкновенно уютная церковь Семи Ран Пресвятой Богородицы (Йот Верк Сурб Аствацацни) в городе Гюмри (бывший Ленинакан) – областном центре. Духовным Предводителем епархии является преосвященный о. Микаэл Ачапанян, рукоположенный в епископа ныне здравствующим Верховным Патриархом-Католикосом Всех Армян Гарегином II Нерсисяном.

Сам епископ Микаэл Ачапанян происходит из старинной священнической династии, история которой восходит к Киликийской Армении. В письменных источниках эта старинная династия упоминается начиная с ХIII столетия. Ачапаняны (в другом написании: Ачапахяны) были известны как наследственные хранители одной из главнейших реликвий Армянской Апостольской Церкви – Десницы св. Григора Просветителя.

Десницей католикосы дают благословения, ею совершаются рукоположения высших церковных иерархов. Десница Просветителя считается символом католикосской степени. Отсюда происхождение фамилии Ачапанян, означающей «хранитель десницы». Наиболее известными в династии считаются представители ее сисской ветви, которые наследственно являлись католикосами поместного Великого Дома Киликийского:

Гукас (1731-1737), Микаел I (1737-1758), Габриел (1758-1770), Епрем I (1771-1784), Теодорос III (1784-1796), Киракос I (1797-1822), Епрем II (1823-1833), Микаел II (1833-1855), Киракос II (1855-1866).

Вследствие турецких бесчинств в конце ХIХ в. Ачапаняны были вытеснены с церковного поприща и вынужденно покинули Западную Армению, захваченную Османской империей. Их потомки живут в Армении, США, Ливане и некоторых других странах.

Провинция Ширак Айраратской области в Армении Великой упоминается уже с IV столетия как один из самых значительных епархиальных престолов страны. В греческом житии св. Григора Просветителя перечисляются рукоположенные им двенадцать епископов, среди которых упоминается Ширакский епископ по имени Арсукес.

Любопытно, что в источниках раннего средневековья Ширакская епархия не упоминается. Это объясняется тем, что некоторые епархиальные престолы действовали параллельно с известными княжескими (нахарарскими) домами, поскольку находились в их владениях, а потому обозначались по имени данного дома.

С III по VIII век Ширакская епархия функционировала во владениях нахарарского дома Камсаракан и находилась под властью епископа из дома Камсаракан. Отметим, что в списках участников поместных соборов Армянской Церкви епископы дома Камсаракан упоминаются так же, как епископы области Аршаруник.

Сами Камсараканы происходили из кушанского народа и были самым молодым нахарарским родом в Армении. Они стали подданными армянской короны в III столетии, когда персидский царь Шапух, расширяя пределы своей империи, пытался захватить весь переднеазиатский регион и поголовно истребил кушанскую ветвь царской династии Аршакуни. Спасся, бежав в пределы империи, лишь князь Спандарат со своими сыновьями Шаваршем и Газавоном, которые и стали основателями новой, армянской нахарарской династии.

Начиная с IХ столетия в Шираке стал властвовать влиятельный нахарарский дом Багратуни, который также имел свой епископский престол. По своей популярности дом Багратуни уступал разве что дому Мамиконян. Считается, что эта династия ведет свое начало от Багарата – потомка некоего князя Шамбата. При армянском царском дворе глава дома Багратуни занимал наследственную должность рыцаря короны – венцевозлагателя при коронации очередного царя.

Он же являлся, используя современную терминологию, министром иностранных дел: принимал послов иностранных держав, вел с ними переговоры, выносил решения от имени монарха. Рыцарь Багратуни, отличительным знаком которого была перевязь, украшенная жемчугом в три ряда, был также церемониймейстером царского двора.

Со временем к Багратидам перешла наследственная должность спарапета (верховного главнокомандующего вооруженными силами страны), некогда бывшая привилегией дома Мамиконян. В VIII веке по Р.Х. дом Багратуни объединил вокруг себя силы армянского народа и изгнал из страны завоевавших ее арабов. После окончательного избавления от арабского ига Багратиды стали основателями новой царской династии, которая правила в Армении до середины ХI века. Одна из ветвей дома Багратуни утвердилась на грузинском царском престоле и именовалась Багратиони.

С середины Х до середины ХI века в Ширакском регионе находилась (в поселке Аргина, затем в городе Ани) резиденция католикоса, переносившаяся с места на место вследствие бесконечных захватнических войн на территории страны. В 1046 г. византийский император Константин IХ Мономах расформировал Анийский католикосский престол и даже пытался воспрепятствовать избранию нового главы Армянской Церкви, которая, однако, сумела отстоять свою автокефальность и продолжала действовать в привычном русле. В 1072 г.

Армянский Католикос Григор II Вкаясер (Мартирофил) из блистательной княжеской и первосвященнической династии Пахлавуни назначил архиепископом города Ани и всей Ширакской области епископа Барсега (будущего Католикоса Барсега I Анеци) – своего племянника и одного из шести своих соправителей. Это рукоположение положило начало Анийской и Ширакской епархии как отдельной административно-территориальной единице Армянской Церкви.

Последний из Анийских епископов упоминается в отечественных источниках ХV века, после чего Ширак становится одним из крупных приходов в составе Карсской епархии.

После вхождения Восточной Армении в состав Российской империи в 1828 г. в структуре Армянской Церкви произошли определенные изменения. Согласно небезызвестному Указу императора Николая I от 11 марта 1836 г. «Положение об управлении делами Армяно-Григорианской церкви в России» Ширакский викариат был превращен в один из четырех приходов, действовавших в пределах Ереванской епархии, и возглавлялся викарием Духовного Предводителя епархии.

Обратим внимание, что в упомянутом документе Армянская Апостольская Церковь по прихоти императора впервые за всю свою историю была названа Армяно-Григорианской – по имени ее первого Католикоса-Патриарха Григора Просветителя.

На территории Ширакской епархии сегодня находятся церкви сел Лернакерт (IV в.) и Сараландж (V в.), знаменитая часовня Сурб Карапет (Св. Предтечи) в Ереруйке (V в.), троецерковный комплекс в поселке Пемзашен (V-VII вв.), церкви Сурб Григор Лусаворич (Св. Григора Просветителя) в селе Нор Кянк, Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в Саракапе (VI в.), Сурб Аствацацин (VII в.) в Маисяне, Сурб Акоб (Св. Иакова) в Агине (ХIХ в.), а также церкви в селах Агин, Башгюх, Дзорагюх, церкви Сурб Тадеос (Св. Фаддея) в селе Сарнахбюр и Сурб Степаннос (Св. Стефана) в селе Азатан – одном из крупнейших в Армении.

Далее перечислим церкви Сурб Аствацацин в селе Гогаовит, Сурб Аствацацин в селе Торосгюх, Сурб Ованнес (Св. Иоанна) в селе Лернагюх (все три построены в ХIХ веке), а также возведенные в минувшем, ХХ столетии церкви в селах Беньямин и Аревик, монастырь Кармир-ванк (Красный монастырь) в селе Айреняц (V-VI вв.), монастырь Огеванк (Духов монастырь) в селе Сарнахбюр (ХII в.) и другие памятники национального культового зодчества.

На территории Ширакской епархии находятся также популярнейший в свое время, прославленный монастырь Аричаванк (VII-VIII вв.) и выдающийся центр духовной культуры средневековья монастырь Мармашен, кафедральная церковь которого строилась в 986-1029 гг. видным военно-политическим деятелем князем Ваграмом Пахлавуни (967-1045), являвшимся главнокомандующим вооруженными силами страны.

Катастрофическое спитакское землетрясение в декабре 1988 г. разрушило многие храмы Ширакского региона. В числе действующих сегодня на территории епархии духовных очагов отметим церковь Сурб Аствацацин Йот Верк и часовню Сурб Рипсимэ в Гюмри, монастырь Аричаванк, церкви Сурб Степаннос в Азатане и Сурб Тадеос в Сарнахбюре.

В Ширакской епархии действует духовная гимназия, после окончания которой гимназисты получают право на продолжение стационарного обучения в духовной семинарии «Геворгян» Всеармянского Эчмиадзинского католикосата.

Армен Меружанян


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.