Опубликовано: 11 Июнь, 2018 в 0:02

Свобода совести в Турции — Миф

Свобода совести в Турции - МифПещеры и катакомбы, покрывающие горный склон на севере древней Антиохии (Антакьи), вырыли последователи Христа в эпоху Римской империи, чтобы укрыться от гонений языческих властей. В наши дни там никто не живет только по одной причине – некому. Христиан в исламской Турции всего 0,1% от всего населения.

Хотя еще в начале ХХ столетия их насчитывалось не менее 20%. Кемалистские законы уравняли самых мирных на земле людей – христиан с находящимися вне закона коммунистами, исламистами и курдскими экстремистами.

За это надо сказать «спасибо» отцу современной Турции – Мустафе Кемалю Ататюрку. «Ататюрк» – это псевдоним, в переводе с турецкого означающий «отец народа». Это никакое не преувеличение, а хорошо знакомый всем жителям нашей страны культ личности.

Скульптуры и статуи основателя турецкой демократии украшают здесь все площади и общественные здания. Фото усатого человека в папахе не менее популярны у водителей автобусов и таксистов, чем звезд эстрады.

Тот же профиль отчеканен на турецких монетах – лирах. Слава эта заслуженна. Во время первой мировой войны бравый генерал Кемаль остановил наступление русских войск на Кавказе и нанес поражение англичанам, поставив тем самым крест на планах последних расчленить Турцию.

Но главное, Ататюрк провел реформы, образующие фундамент современного турецкого государства. С «темным османским прошлым» было покончено навсегда. Подобно Петру Великому, он ввел в бывшей Османской империи обычай носить европейскую одежду. Знаменитые фески – «символ невежества, фанатизма и ненависти к прогрессу» были запрещены. Покончив с фесками, Кемаль Ататюрк принялся за освобождение «порабощенных женщин Востока».

Им даже разрешили находиться на палубах паромов, которые пересекали Босфор (хотя раньше не выпускали из кают), позволили ездить в тех же отделениях трамваев и железнодорожных вагонов, что и мужчинам. Однако все эти свободы мало коснулись христиан Турции. Они как были, так и остались приниженным меньшинством. Только раньше это называлось «борьбой с неверными», а сейчас – «защитой светских основ конституции» Турецкой Республики.

Нет, христианство в Турции официально не запрещено. Правящий здесь строй, получивший по имени основателя Кемаля Ататюрка название «кемализм», формально предполагает свободу вероисповедания. Но если сто лет назад в одном только Стамбуле проживало более ста тысяч греков-православных, то сегодня их во всей стране насчитывается не более 3000. Греческое православное население Турции на грани исчезновения.

Таковы плоды планомерной ассимиляции, которую турецкое государство проводит в отношении национальных и религиозных меньшинств страны. Немусульманские религиозные организации не могут официально приобретать какую-либо собственность. А ту, что уже имеется, в любой момент может отобрать государство.

В итоге в этой «светской» стране сейчас 75 тысяч мечетей. И лишь около 70 православных святынь. Закрыв в 1971 году теологическую школу «Халки», турецкие власти нанесли удар в самое сердце православия. Церковь лишилась центра теологического изучения и обучения духовенства. Миссионерская деятельность в этой стране, нацелившейся на вступление в ЕС, и вовсе запрещена. Вот лишь несколько фактов.

В провинции Риз за распространение Нового Завета недавно были арестованы двое молодых христиан. Формальный повод – у них не было разрешения родителей. Здесь, оказывается, это наказуемо, причем уголовно. По данным правозащитной организации Turkish World Outreach (TWO), дело рассматривается в Эрзерумском суде.

В случае доказательства вины им грозит тюремное заключение. Полиция время от времени проводит рейды на миссионеров, изымая у них литературу и закрывая курсы по религиозному обучению.

Вот еще факты: «32-летний новообращенный в христианство гражданин Турции Якуп Синдилли подвергся нападению и жестокому избиению за распространение Нового Завета. Он впал в кому и находится в критическом состоянии» (По данным сайта Crosswalk.com).

Несколько месяцев назад в Анкаре закрыли христианскую школу, а семеро ее иностранных работников были депортированы. Служители Христа постоянно получают сообщения о заложенных бомбах. Телевидение и газеты нередко возбуждают антихристианские настроения. Положение христиан в «свободной» Турции не многим отличается от времен, когда они укрывались от гонений в горах близ Антиохии.

Поросшие колючим кустарником известняковые скалы изрыты множеством «нор».
У одних вход высечен в форме квадрата. Другие обрамлены полукругом. Некоторые настолько узки, что в них можно только протиснуться боком. Первые христиане спасались в этих местах от преследования римских властей.

А затем в здешних пещерах поселились аскеты и отшельники. Кельи нередко расширялись и превращались в церкви. В одной из них даже сохранились остатки колонн и истертых временем фресок. Когда в VII веке участились набеги арабов, строители отказались от украшения фасадов, чтобы не привлекать внимания незваных гостей.

Так что при поверхностном осмотре очень трудно догадаться, что там, в глубине, спрятаны церкви, трапезные, кельи, жилища. Некоторые пещеры располагаются прямо друг над другом, как «многоэтажка». В момент опасности люди перебирались с нижних этажей на верхние и забирали с собой лестницу.

А вот и храм, где проповедовал тот, кому Иисус сказал: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного». Церковь представляет собой грот, где может поместиться десятка два человек. Фасад, отделяющий пространство пещерного храма от внешнего мира, представляет собой сложенную из известняковых блоков стену. Ее построили в XIX веке.

Внутрь ведут три железных двери. Над ними в камне вырезаны ажурные розетки в виде восьмиконечных звезд и украшенного орнаментами креста. Все предельно аскетично – как внутри, так и снаружи. В древние времена это была лишь одна из множества пещер.

В 451 году в Антиохии был создан Патриархат. Значение его для православного мира было столь велико, что Святитель Василий Великий писал: «что для Вселенской Церкви важнее Антиохии? Она – глава, в случае здравия сообщающая то же и всему телу».

Влияние антиохийского Престола распространялось не только на Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Киликию, Исаврию, Аравию и Кипр, но и далеко за пределы Римской империи – в Иран, Грузию, частично в Армению. Если полистать церковный календарь, то буквально на каждой неделе отмечается память кого-нибудь из антиохийских подвижников. Однако сейчас в древнем Центре Восточного Православия осталось всего около 1000 христиан. И число это продолжает неуклонно уменьшаться.

Сергей Путилов


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.