Опубликовано: 28 Март, 2017 в 20:35

Сурб Саркис — Армянский покровитель влюбленных

Сурб Саркис - Армянский покровительСурб Саргис, праздник молодых и влюбленных, отмечается за 63 дня до Пасхи, в субботу, обычно в промежутке между 18 января и 23 февраля.

По преданию, Святой Саркис жил в IV веке и был родом из Кесарии (Каппадокия). Мужественный и умный человек, он поступил на военную службу и достиг звания стратилата римской армии при императоре Константине Великом (285-337).

Однако он был не только хорошим воином, но и замечательным проповедником, и с позволения императора строил церкви и распространял христианство.

Во времена императора Юлиана Отступника (360-363) начались гонения на христиан и Всевышний повелел Св.Саркису покинуть пределы империи. Вместе с сыном Мартиросом Св.Саркис нашел убежище в Армении, где царствовал внук Трдата Великого царь Тигран.

Армянский царь, получивший известие о продвижении большого войска Юлиана в сторону Персии, дабы избежать опасности вторжения в свои земли, уговаривает Саркиса перейти на службу к Шапуху II.

На службе у персидского шаха в должности командующего войсками Св.Саркис проявил себя как храбрый и талантливый воин, но из-за отказа принять огнепоклонство был предан смерти в 363 году. Вместе со Св.Саркисом мученическую смерть приняли его соратники.

С V века мощи мученика покоятся в Армении, в специально построенной церкви, носящей имя святого, в селе Карпи (Уши) близ Аштарака. Из Сирии их доставил создатель армянской письменности Св. Месроп Маштоц.

Заступник влюбленных

С именем Св.Саркиса связано много народных легенд и преданий. Так, согласно одной из них, Св.Саркис помог Ашугу Гарибу спасти свою любовь.

Бедный Ашуг Гариб любил Шах-Санаме — дочь одного богача. Девушка тоже любила его, но Ашуг был беден, а отец девушки хотел отдать ее в жены богатому человеку.

Тогда Ашуг Гариб решил отправиться в дальние края и там честным трудом заработать себе состояние.

Но перед этим он заручился клятвой своей возлюбленной, что та семь лет будет ждать его. Он поставил ей условие, что если опоздает хотя бы на один день, то она вольна выйти замуж за другого.

Семь лет, трудясь день и ночь, Ашуг Гариб сумел накопить состояние и пустился в путь домой. Но на своем пути он столкнулся с многими трудностями и испытаниями. Стало ясно, что он не поспеет к любимой девушке.

Встревоженный всем этим, он чистым сердцем и пламенной душой в молитве обратился к Св.Саркису за помощью.

Св.Саркис, вняв молитве влюбленного Ашуга, явился ему на белоснежном быстром скакуне в вихре пурги, посадил на своего коня и в одно мгновение домчал к Шах-Санаме.

Тогда отец девушки, видя твердость Ашуга Гариба, совершившееся чудо и преданную любовь молодых, благословил их союз.

Народные праздничные обычаи

С праздником Св.Саркиса, помимо церковных обрядов, связано множество народных традиций и обычаев. В ночь перед праздником молодые могут с помощью гадания узнать имя своего суженого.

Для этого следует съесть соленую лепешку, после этого не есть и не пить, а затем, благодаря участию Св.Саркиса, произойдет чудесное откровение во сне. Согласно поверью, кто во сне им подаст воду, тот и предназначен судьбой.

К этому дню относится еще один обычай: поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе и ждут следа копыта коня Св. Полководца Саркиса.

Согласно легенде, Св.Саркис должен с ангелами пролететь над домами, и если в подносе с мукой оставит след от копыта своего белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюбленного юноши или девушки.

Армянская Апостольская Церковь довольно благосклонно относится к народным обычаям, связанным с праздником Св.Саркиса.

Иерей Акоп Хачатрян отмечает, что армянская народная традиция вкушать соленые лепешки и ставить поднос с мукой из жареной пшеницы на крыше накануне дня Св.Саркиса — это бытовая составляющая праздника.

“Христианство едино для всех традиционных церквей, просто каждый народ одел его в свои национальные одежды”, — приводит он слова Католикоса Вазгена I.

В свою очередь этнограф Арутюн Паносян считает, что многие традиции праздника Св.Саркиса, увы, подзабыты. “В прежние времена праздник был одним из важнейших факторов при формировании семьи для армян.

В день Св.Саркиса во многих деревнях крестьяне совершали обряд матаха (жертвоприношения). Целью матаха, кроме акта милосердия и любви к неимущим, что является его истинным смыслом, было желание добиться божьего благословения для будущей семьи.

Важное значение также придавалось постам, целью которых было духовное и физическое очищение, в частности Передовому посту, который длится пять дней и предшествует празднику Св.Саркиса. Молодые люди были убеждены, что если они не будут строго соблюдать Передовой пост, то Св.Саркис не одарит их своим вниманием”, — замечает А.Паносян.

Сами же гадания, которые сопровождали праздник, проводились для того, чтобы увидеть суженого, узнать, совпадает ли собственное желание с Божественным предначертанием.

Что касается обычая ставить поднос с мукой из жареной пшеницы на крыше или на балконе, то А.Паносян подчеркивает, что не случайно в подносе должен появиться именно след коня. Конь издревле считался у армян священным животным, и в дохристианскую эпоху именно коней приносили в жертву языческим богам.

Исконно армянский покровитель влюбленных

В последние годы повсюду в мире большую популярность среди молодежи приобрело празднование дня Св.Валентина, преподносимого соответствующими пропагандистскими источниками как покровителя влюбленных.

“Мы имеем своего покровителя и заступника молодежи и влюбленных. Почему же должны обращать наши взоры на какого-то чуждого святого, которого не признают ни католическая, ни православная церкви?!” — замечает в этой связи иерей Шмавон Гевондян.

По словам священнослужителей, подтверждаемым социологическими наблюдениями, армянская молодежь возвращается к традициям отмечать национальный день Сурб Саркиса как день всех влюбленных…

Автор статьи – Аревик Саакянц


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


One comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *