Опубликовано: 2 Июнь, 2018 в 13:58

Пресвятая Богородица и Младенец — Через культуру Армении в христианский мир

Пресвятая Богородица и Младенец - Через культуру АрменииВо всех, перенесённых армянским народом тяжёлых испытаниях, заступлением и утешением в скорбях были святые образа. Особенно почитался в народе образ «Пресвятой Богородицы и младенца» («Сурб Аствацацин ев манук» — древ. арм.). Икон, изображающих Богородицу, великое множество, вот некоторые из них, армянские: «Недремлющее Око», «Богородица на троне», «Храм Гроба Господня», «Богородица Язловецкая», «Коронование Богородицы».

Общенародное почитание икон, изображающих Богородицу с младенцем Христом, с глубокой древности и до наших дней, опирается на многовековой духовный опыт общения армянского народа с самой Игуменьей Небесной (начиная с I века). В самых сложных ситуациях, на грани жизни и смерти, святые лики чудесным образом спасали города, священные реликвии и людей.

Например, у западных, крымских и западно-украинских армян были свои, намоленные святые образа — «Богородица Миасинская», «Богородица Армянская», «Богородица Корсунская», «Богородица Бахчисарайская». Воцерковленные армяне старались путешествовать по святым местам в Вефлием, Иерусалим, на Афон и др.. И до сих пор существует хороший старинный обычай на великие праздники совершать малые и большие паломничества ко святым местам и брать с собой в паломничества иконы.

Икона «Богородица Миасинская» находилась в Миасинской обители. Древнехристианские источники гласят: «В Армении, на расстоянии18 поприщ (поприще равно 690 саженей) от небольшого городка Мелитины … находилась прекрасная Миасинская равнина. Красоту этой равнины довершала … чистая и быстрая речка Азорос …(Азур). К н.V века христианство настолько сильно утвердилось в этих краях, что повсеместно сносились бесовские капища и возводились часовни, храмы и святые обители.

Мелитинский епископ Акакий пожелал на месте идольского капища в Миасинах построить храм во имя Пресвятой Богородицы. Возле церкви впоследствии возникла монашеская обитель. Главной святыней была в ней чудотворная икона Пресвятой Богородицы. О художнике, написавшем этот образ Богородицы, сведений не сохранилось. Сохранилось рукописное предание, что при императоре Льве Исавре (716-741), во время ереси иконоборчества, образ Пресветлой был брошен в озеро.

А в царствование басилевса Михаила III (842-867) ересь прекратилась. Икона Пресвятой Богородицы, совершенно неповреждённая, (через 100 лет, 1сентября 864) чудесным образом поднялась на поверхность озера, издавая дивное благоухание. Чудотворная икона была с почестями принесена верующими в обитель. Праздник «Собор Пресвятой Богородицы в Миасинах» отмечается 1 сентября.

Икона «Богородица Корсунская» («Херсонесская» — древ. греч.; древ. название г. Севастополя) имеет еще одно название «Одигитрия», что означает в переводе с греческого «Путеводительница». Она всегда бралась верующими, паломниками и купцами в дальние путешествия. Предание гласит, что сия икона была написана самим евангелистом Лукою с натуры, и считается самым приближённым изображением к действительному прижизненному образу Девы Марии.

В 988 году список с этой благословенной иконы был привезён на Русь византийской принцессой Анной (этнической армянкой), после её замужества на равноапостольном князе Владимире. Сейчас список находится в Успенском Соборе Кремля. Другое предание гласит, что первая икона «Богородица Корсунская», писанная св. апостолом Лукой, была принесена на Русь в конце ХII века полоцкой княжной Предславой (в постриге Ефросиньей; 1101-1173), внучкою князя Владимира (от его первой языческой жены Рогнеды).

Ефросинья (поместная русская святая домонгольского периода) построила на свои средства храм, впоследствии там вырос женский монастырь. Княжна пожелала украсить его образом Богоматери-«Одигитрии». Икону Ефросинья, тоже имевшая армянские корни, решилась «приобресть через посредство родственного полоцким князьям, царствовавшего тогда дома Комненов» (баcилевсы «хай-хурумы» Комненаканы; прим. С.Н.). (1) Она снарядила к Мануилу I Комнену (1143-1169?, по др. ист.-1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1156-1169) своего слугу Михаила с богатейшими дарами и этой просьбой.

Византийский император исполнил желание своей дальней родственницы, приказал привезти образ Богородицы из Эфеса и передать слуге Михаилу. В 1170-х годах святая оставила управление монастырём и совершила паломничество в Иерусалим, где и почила в Бозе в 1173 году. Праздник иконы «Богородица Корсунская» отмечается 22 октября.

Икона «Богородица Бахчисарайская» в крымской обители почитается с VIII века. Она считается заступницей всех крымских христиан – армян, греков, грузин, валахов и евреев-выкрестов («мин»-евр.). Католики генуэзцы тоже прибегали к её помощи. Но, особенно, как ни странно, Её почитали мусульмане-татары. «Единственная причина почитанiя со стороны неверныхъ заключалась въ томъ, что мъсто это было освящено чудеснымъ явленiемъ на скале иконы Божiей Матери Панагiи, т.е. «Всесвятой».

Из путевых заметок русского посольства к крымскому хану в 1625 году, следует, что русские послы после окончания «государевых дел» в Тавриде пожелали съездить к Святому лику. Они перед дальней дорогой «служили благодарственный молебен в Успенской скале». Святая обитель называется «монастырь Пречистыя Богородицы на Салачике». С уходом христианского населения из Крыма, святая обитель «была оставлена на произвол всех и каждого». Однако благодать Господа и покров Его Пречистой Матери избрали Успенскую Скалу местом явления Своего Образа».

Это намоленное святое место очень чтили мусульмане-татары и называли икону Пресвятой Богородицы «Мать Мария» («Майрем Анай»-тат.). Есть многочисленные сведения, что на протяжении многих веков пещерный монастырь пользовался особым благоговением и уважением у крымских татар независимо от их социального статуса. Покровительствовали христианской обители не только христиане, но и татарские ханы.

Широко известен тот факт, что хан Ачи-герей, отправляясь на войну с врагами, обыкновенно всегда обращался с молитвою о помощи к Пресвятой Богородице. И по его просьбе, всякий раз «…егда откуда с корыстию и победою вовращаешеся, тогда, избрав коня или двух, елико наилучших, продаваше и, пакупивши воску и свеч соделавши, поставляше тамо чрез целый год, еже и наследники его крымские ханы многажды творяху»…

Источники пишут, что «Единственная причина почитания со стороны неверных заключалась в том, что место это было освящено чудесным явлением на скале иконы Божьей Матери». «Место сие прославилось чудесными исцелениями, и многие люди страждущие, разной всякой веры, притекали к нему с надеждою о поправлении здравия своего, чего и получали по вере своей». Первые сто лет после переселения на Дон, армянские верующие старались на Пасху, Рождество, Сретение и Успение притекать к Успенскому Скиту. После революции эти действия не поощрялись, за паломничество можно было угодить в лагерь. Но, позднее, после перестройки, обычай этот начал возвращаться.

В этом святом месте нередко бывали царские особы — императоры Александр I, Николай I, Александр II и III. А в 1850 году, по Высочайшему повелению, полностью восстановили Успенский скит, пещерную церковь и 16 келий для пустынников. В 1936 году пришли коммунисты и окончательно разрушили обитель. Сейчас происходит возрождение древнего монастыря, в обители проживают и труждаются во Славу Божию, 14 монахов. Праздник иконы «Богородица Бахчисарайская» отмечается 15 августа.

В семьях западных армян передавали из поколения в поколение предание о чудесной помощи Пресвятой Богородицы русскому войску. Речь идёт о явлении туркам Пресвятой Богородицы в Карсе. О чудесном явлении Богородицы сообщали в ужасе некоторые турецкие источники! 19 ноября 1853 года при Баш-Кадык-Ларе, между Александрополем и Карсом было сражение между турками и русским войском. Известно, что этот милет Турции был густонаселён армянами, которые всячески безвозмездно помогали русскому воинству всем, чем могли.

Армяне предоставляли русским проводников, фураж, подводы, лошадей, провиант, уход за ранеными бойцами. Армянское священство вместе с народом горячо молилось Пресвятой Богородице за победу русского оружия, ведь турки превосходили русских воинов по численности в разы. И случилось невиданное событие. Русский отряд, числом 9000 человек, одержал блестящую победу над, превосходящим его, войском турок.

У турок же, на тот момент, было под ружьём 36 000 человек и 46 орудий. Разбитые наголову турки заметались в беспорядке. А затем, в ужасе обратились в бегство, позорно бросив на поле боя своих раненых, 24 орудия и большое количество всевозможного провианта. Причём, сами русские не видели этого чудесного знамения, «видели явление Пресвятой Богородицы, только басурмане».

Причину такой поразительной победы сами турки объяснили тем, что во время битвы они «увидели сходящую с небес Светлозарную Жену с двумя воинами». В руках у Неё было знамя, при виде Её, турецких солдат объял неописуемый ужас. В их рядах произошла настоящая паника, и сражение было ими проиграно.

Сами турки уверяли, что вся их армия видела явление знамения Божьей помощи христианам («Мать Иссы заступилась за христиан»), но их начальство строжайше запретило солдатам об этом говорить. Турецкий генералитет старался изо всех сил замять это событие, пугая очевидцев-соплеменников смертной казнью.

Рассказ о «дивном» заступлении Пресвятой Богородицы за русское воинство, передал экзарху Грузии высокопреосвященному Исидору, генерал-майор Багратион-Мухранский. А сам Исидор в своём письме описал подробно это чудесное явление митрополиту московскому Филарету от 24 декабря 1853 года.

Икона «Богородица Армянская», по преданию, была написана в Х веке и находилась в городе Ани, как считал, исследователь Е.Сеницкий, об этом же пишет и В.Григорян. После падения Анийского царства, армянские беженцы привезли чудотворную икону в Крым. Около 1380 года икона оказывается в Каменец-Подольском (по другой, поздней версии икона была куплена в Крыму). Далее икона путешествует по городам и весям.

Во время одного из турецких набегов на Каменец-Подольский, икону похитили турки. Следы её обнаруживаются в Македонии, в одной турецкой семье, ГДЕ ИКОНА СЛУЖИЛА ДОСКОЙ, НА КОТОРОЙ МЕСИЛИ ТЕСТО. Армянские купцы из Каменца выкупили её из плена у турок и вернули в родной храм. По всей видимости, предание основано на реальных событиях.

Но, на этом вынужденные путешествия не прекратились. В 1672 году турки захватили Каменец-Подольский. Спасаясь от притеснений, караван из 600 армян, включая 14 монахинь-девочек и богатых купцов с семьями (Сеферы, Буддаховичи, Вардановичи, Миссыровичи, Авеговичи и др.) взяли главную святыню и двинулись в путь. Караван беженцев взял курс на Армению (через Бессарабию, далее на 3 кораблях по Чёрному морю). Во время плаванья случилась буря, один корабль утонул.

После недолгой остановки в Сезополе, беженцы двинулись в Македонию. Но через 3 года вернулись в Каменец-Подольский (через Бухарест, Станиславов, с остановкой во Львове). После освобождения Каменца от турок, икону 22 мая 1700 года из Львовского собора торжественно проводили в родной город. Некоторое время она находилась в каплице св. Стефана (армянский храм был разрушен турками). «Богородица Армянская» прославилась многочисленными чудесами исцеления и помощи в трудных жизненных ситуациях. Праздник иконы «Богородица Армянская» отмечается 27 июня.

Следует добавить ещё один интересный факт, связанный ещё с одной иконой Пресвятой Богородицы. Эта икона называется «Пресвятая Богородица Грузинская». Как известно, Персия, постоянно нападая на грузинские земли, разрушала храмы. В старинной духовной книге, которая называется «Слъды Богоматери на землеъ (Сказанiе о чудотворных иконахъ Богоматери и о Ея милостяхъ роду человеческому)», написано: «Когда въ 1622 году персидскiй шахъ Аббасъ покорил Грузiю, онъ взялъ тамъ многоцълебную ризу Господню, которую въ 1626 году принёсъ въ даръ патрiарху Филарету.

Тогда же многiя и другiя святыни Грузинской метрополiи были захвачены персами, но не для почитанiя, а для продажи бывшимъ въ Персiи русским купцамъ, о которых персы узнали, что россiяне благоговъйно чествуют священныя изображенiя. Среди многихъ похищенныхъ священных вещей находилась, и Грузинская икона Божiей Матери, украшенная серебромъ и золотомъ». Через несколько лет после этих страшных событий, один перс, пожелал разжиться деньгами на христианской святыне («токмо корысти ради»).

Он принёс икону «Пресвятой Богородицы Грузинской» армянину Стефану Лазареву, приказчику купца Григория Лыткина, «бывшему тогда по торговым деламъ въ Персiи». Стефан с радостью купил чудотворный образ в 1625 году, и хранил его у себя в магазине до 1629 года, пока не возвратился на родину в Россию.

А его хозяину — Г.Лыткину, был явлен «тонкий сон» о том, что сей чудесный образ, приобретённый его приказчиком, надо проводить в Красногорский монастырь (основан в 1603 г.). Что было и исполнено по приезде Лазарева, где икона эта прославилась многими чудесными исцелениями. Этот чудесный образ Небесной Заступницы находится в Красногороском монастыре Архангельской губернии (недалеко от г. Холмогоры) Праздник иконы «Богородица Грузинская» отмечается 22 августа.

Автор: Соболь Наталья, историк-арменовед

Комментарии к публикации:

(1) «Хай-хурум» (армяно-греки или цаты; «шуртвац»-перевёрнутые, древ. арм), армяне-халкедониты. Профессор Фесалоникского университета, протопресвитер Феодор Зисис пишет: «Именно к этой части армян и принадлежат императоры и императрицы армянского происхождения, а также полководцы и другие выдающиеся личности Византийской империи, как, впрочем, и святые Церкви».

Источники:

Григорян В. «История армянской колонии Украины и Подолии (армяне в Подолии)», Ерев., АН ССР, 1980, с.77-92. Поселянин «Преподобная Ефросинья», с.3-28. «Чудотворные иконы Матери Божьей (ЦарицаНебесная СПАСИ землю Русскую)», Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, г.Коломна, Мос. обл., ул. Лазарева, д.11, 1993, с. 534, 542, 557-558, 563-564, 633, 723-724, репринт.
Сеницкий Е. «Исторические сведения о прихожанах и церквах Подольской епархии, т.I, Каменецкого уезда», Кам.-Подол., 1895, с.79-81. Зисис Ф. «Является ли Армянская Церковь православной?», Сергиев Посад, «Образ», 2005, с.39. Wystawa zabytkow ormianskich we Lwowe. L ., 1933, c. 5-17.


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.