Наскальные рисунки Армении

Наскальные рисунки АрменииИзучая богатое культурное наследство, в частности комплексы наскальных изображений, обнаруженных на территории современной Армении, исходя из по-нятий об асимметрии мозга, в 2001 году были выдвинуты некоторые представления о познавательных процессах у армянского народа (Ваганян Г., Степанян А.).

По ним были сформированы предположения об этапах латерализаций полушарий и, что особенно важно подчеркнуты и обоснованы идеи об очень раннем возникновении речи и что совершенно очевидно сознания, когнитивного мышления у протоармян.

Анализируя наскальные изображения (петроглифы, идеограммы, пиктограм-мы и др.) Варденисских, Гегардских, Сюникских гор, обобщая результаты исследо-ваний основоположников армянской археастрономии Петросяна Б . и Парсамян Э., труды историков и археологов Сардаряна С., Мартиросяна А., Караханяна Г., Сафьяна П., Исраэляна А., а также известных лингвистов, языковедов и других спе-циалистов, в том числе А. Абрамяна, искусствоведа Манучаряна А., архитектора Петросяна С. и других, был обоснован следующий вывод: единичные симультанные наскальные изображения указывают на ранние этапы развития мысли-тельного процесса и на доминантность правого полушария у местных жите-лей.

Распространенное в Армении наскальное искусство, разделы картинной га-лереи знаний под открытым небом едины по стилю исполнения. Этот аргумент го-ворит в пользу непрерывного развития искусства петроглифов в Армении. В уникальной компьютерной базе “Каредаран”(1991) более 15 тысяч наскальных рисунков, которые представлены в трех разделах. В первый раздел входят:

1. Варденисские горы: древнейший астрономический центр у подножия горы Севсар (рис. 7) в Мартунинском районе; карты созвездий на древнем караванном пути у Селимского перевала; скульптурное изваяние лунной поверхности в долине Селимского перевала; остатки звездных карт по обе стороны караванного пути.

2. Гегамские горы: лунные календари, идеограммы; множество астрономичес-ких знаков вокруг горы Цлаберд (где обнаружена циклопическая крепость); не рас-шифрованная космологическая пиктограмма; созвездие Быка и Гайка; различные изображения свастик – символов солнца и бессмертия; изображения драконов – символов злых сил и созвездия; изображения Ваагна, созвездий Лебедя и Лиры; изображения земного шара и земных полушарий; космические явления, обиталище змей и сами змеи.

3. Гора Пайтасар с ее петроглифами: изображения планет и небесных светил; изображения земного шара с людьми антиподами (рис. 2); изображения созвездий Цефея, Дракона, Тельца, Лебедя, Лиры, Пегаса и др. (рис. 3); изображения каратевов – свастик, антропоморфов, идеограмм; изображения созвездий Дракона, большой Медведицы, Солнца, Луны и др.; изображения первобытного хаоса, зем-ного шара и животного мира; мифоастрономические изображения; изображение месячного лунного календаря.

Раздел II охватывает древнейшую мифологию. Памятники мифологии раз-бросаны по всей протяженности Гегамских гор. Перед нами на рисунке 1 памятник искусства III-II тысячелетий до р. Христа. На нем изображен маленький крест (мла-денец) в колыбели. Но он не простой, а рожденный солнцем, а большой крест – само солнце . Это самое древнее известное нам изображение крещения в колыбели. Более того , основываясь на мотивах народного эпоса “Сасна Црер”, можем заключить, что маленький крест – это Давид, на коленях у матери, а большой крест

– Мгер, отец Давида. Недалеко справа лира и рядом звезда Давида.

Мы наблюдаем совпадение содержания песен о Ваагне у патриарха армянской истории М. Хоренаци с художественными образами петроглифов в Ге-гамских горах, в других образах – сходства с библейскими мотивами. Академик С. Еремян интерпретировал образно один из мифологических петроглифов.

Согласно его словам, когда двигается бык, то происходит землетрясение, чем приводятся в движение остальные небесные светила. При интерпретации другого петроглифа С. Еремян усмотрел в нем сюжет из греческой мифологии, где изображен Орфей, воп-лощенный в образе Лебедя, поет песни под аккомпанемент лиры.

Раздел III – идеограммы. Появление рисунчатого письма (пиктограммы), а затем и идеограммы непосредственно связанно с развитием художественных навы-ков человека. Базой для появления и развития письма послужили потребность в коммуникации, трансформации и передачи знаний, опыта, умений, навыков. Идеог-рамма – это прорыв в развитии и воспроизводстве интеллектуального капитала цивилизации.

Каждая идеограмма – это элемент, каркас, модель знания, одновременно и форма и содержание, отражающее действие или результат действия. Ее следует осмыслить, правильно интерпретировать и логически связать с другими причинно-следственными знаками и символами. Дизайн их композиции является производной культуры, уровня познания и времени.

С появления рисунчатого письма и идеограмм начинается новый этап разви-тия цивилизации в Армянском нагорье. Высеченные знаки, символы и фигуры на камнях имеют смысловое предназначение , а их нередкое повторение и распростра-нение по всему региону свидетельствует о наличии у древних уже широко расп-ространенной формы этого языка общения, архетипа современной письменности.

Цельные сюжетные изображения, указывающие на определенные события (сцены охоты и рождения , быта и труда, астрономические знаки и комплексы, ка-лендарные системы и др.) последовательно изложенные на петроглифах указывают на более поздние этапы развития мыслительного процесса.

Создавая наскальные рисунки, протоармяне совершенствовали свои органы зрения: развивали наблюда-тельность, память, диапазон логических действий (упражнений), чувствительность к зрительным символам, то есть, если говорить в терминах теории информатики и искусственного интеллекта, развивали зрительные функции распознавания образов. Аналогично шло и развитие его слухоречевого аппарата, что способствовало гармоничному росту возможностей и правого, и левого полушарий. Это способствовало синергии функций различных каналов проявления интеллекта.

Информативность звуковысотных компонентов речи стимулировала предка увеличивать их информационную емкость, расширяя возможности интонационной модуляции линейной, последовательно – “телеграфной” речи. Генезис музыкально-го творчества (соответственно танцевальных упражнений и языка движений) в этом смысле схоже с генезисом изобразительного искусства в системе координат берущих начало от наскального искусства.

Фактически осмысление и распростра-нение “типовых” элементов наскальных рисунков свидетельствуют о том, что соот-ветствующие “упражнения” и стали зачатком формирования самостоятельных фраз речи, в том числе, музыкальных фраз, систематически отображающих на камнях процесс развития мыслительных, речевых и музыкальных, а также пространственных трансформаций и способностей по ориентации в окружающем мире . Любопытно, что все знаки из системы невменного музыкаль-ного письма (хазов) встречаются среди петроглифов.

Развитие органов чувств, образной памяти, пространственного мышления (о чем свидетельствуют рисунки, носящие характер картографического описания местности и явлений, а также петроглифы, начертанные в различных проекциях, в фас и в профиль, с высоты птичьего полета и т.д.), совершенствование сенсорных и коммуникативных способностей (сопровождающие усложнением функций цент-ральной нервной системы), виртуозное использование каменных инструментов, формирование гармоничного, адекватного, корректного, одним словом релевантного представления действительности, развитие художественного вкуса и мастерства представляют в целом прогрессивное целенаправленное движение системы познания по причинно-следственной траектории.

В дальнейшем это движение стимулировало появление художественной дея-тельности, не имеющей уже непосредственного практического применения (см. ор-наментальное , декоративное, архитектурное искусство, ковроткачество, искусство миниатюры и др.).
Таким образом, постепенно сформировался, особый тип когнитивного, гармоничного, “социального”, равноправного, взаимодействия с окружающей сре-дой, животным миром и друг с другом (рис. 4-6, 8). Для облегчения труда по рас-шифровке наскальных рисунков, интерпретации идеограмм и чтения древних руко-писей в 1997 г. была создана трехъязычная компьютерная программа ”Иероглифи-ческий редактор”.

Исследования группы армянских специалистов под руководством автора привели к выводу о том, что наскальные рисунки являлись первоисточником для создания не только армянских, но и египетских, индийских и хеттских иероглифов. Некоторые ученые предполагали, что язык развился и лока-лизовался в левом полушарии не потому, что оно постепенно стало аналитическим само по себе, а потому, что было хорошо приспособленным для некоторых видов деятельности.

Возможно, что эволюционные преимущества, предлагаемые развитием искусной в манипуляциях правой руки, которая сначала была жестовой, участвовала в общении, раньше, в графике на камне, то в последствии присоедини-лась и голосовая мускулатура. В результате левое полушарие приобрело фактичес-кую монополию в управлении моторными системами, участвующими в устной и письменной речи.

Итак, подтверждается идея о раннем возникновении языка и письменности у протоармян, о существовании развитой цивилизации на тер-ритории исторической Армении, создавшей древнейшую систему наскального искусства, письма, орнаменталистики, моделей одежды, ковроткачества и другие культурные и интеллектуальные ценности.

Наскальное искусство Армении, еще не полностью изучено, археологи продолжают открывать новые галереи рисунков, не обнаружен город мудрецов (город знаний, “солнца”). Много неожиданностей и открытий ожидает нас на территории Армянского нагорья, особенно в Турции, на склонах горы Арарат , в Ване, Сасуне, Карсе, Эрзеруме, в Сирии и в Палестине. Большинство рисунков не интерпретировано, не систематизировано. Диалог древнейшей культуры и современной цивилизации продолжается.

Архетипы образного мышления:

Рис. 1. Крещение в колыбели. Малый крест (Давид), большой – Мгер (Отец), справа лира, рядом звезда (Давида). Рис. 2. “Сотворение” (арарум) Земля и рождение луны, четыре расы, четыре части света и крест – знаки происхождения жизни и развития.
Рис. 3. Созвездия Дракона и Цефея. Рис. 4. Вечная борьба противоположностей, а человек – судья.
Рис. 5. Гармонии отношений человека и природы (космический разум). Рис. 6. “Мадонна”.
Рис. 7. Древний астрономический центр у подножия горы Севсар.
Рис. 8. Семья, младенец на руках у отца, который не скрывает своих чувств, справа счастливая мать.

Проф. Григорий Ваганян

Источники:

1. Сардарян С. А. Палеолит в Армении. Ереван, 1954.

2. Караханян Г. О., Сафян П. Г. Наскальные изображения Сюника. Ереван, 1970.

3. Туманян Б. Е., Петросян С. Б. Наскальные образы астрономического характера. Ученые записки ЕрГУ, N1, 1970.

4. Абрамян А. Г. Армянское письмо и письменность. Издательство Ереванского Университета, Ереван, 1973.

5. Мартиросян А. А., Исраелян А. Р. Наскальные изображения Гегамских гор. АН Арм. ССР, Ереван, 1971.

6. Парсамян Э. Археоастрономия в Армении. Москва, Наука, 1988г.

7. Ваганян Г., Петросян С. “Каредаран” – банк наскальных изображений

(петроглифов), Центр “ПОИСК”, АрмНИИНТИ, N2P-93, УДК 6813016.

РГАСНГИ , 1993.

8. Vahanyan G. Petrosyan S. “Karedaran” – The Database of Armenian Rock Art (International online Journal Tracce #12, 1998, Italy), http://rupestre.net/tracce/12.

9. Ваганян Г., Степанян А. Поиски протоцивилизации (наскальные рисунки, процессы познания и мышления), Ереван, Онлайн журнал, “Арвест”, N7, 2001. http://www.iatp.am/ara/sites/articles/antropology/index.htm
10. Ваганян Г., Ваганян В. Каменная летопись цивилизации. Монография. Ереван, “Нжар”, 2006, http://www.iatp.am/vahanyan/kamlet/index.html

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top