Опубликовано: 19 Апрель, 2018 в 0:03

Печать и публицистика Армении

Печать и публицистика АрменииПервое армянское периодическое издание-еженедельный журнал «Аздарар» («Вестник»)-выходил в свет в 1794-1796 гг. в армянской общине индийского города Мадраса. Шго редактором был патриот и просветитель Арутюн Шмафонян. В «Аздараре» помещались торговые, экономические К политические новости, материалы по вопросам армянской истории, публицистические статьи и т. д. Главной задачей еженедельника было распространение патриотических идей среди народа.

В первой половине XIX века выходило до 30 периодических изданий; из них шесть в Константинополе, пять в Венеции, три в Тифлисе. Однако эти небольшие газеты и журналы не имели широкого распространения и просуществовали недолго. Наиболее значительными из них были «Арша-луйс Араратян», «Базмавеп» и «Азгасер».

Газета «Аршалуйс Араратян» («Заря Араратская») была основана в 1840 г. в городе Смирне (Измире). На ее страницах печатались материалы о политической и экономической жизни разных стран, об Армении, ее культуре и т. д. Газета распространялась не только в Западной Армении, но и среди кавказских армян.

В 1843 г. в Венеции начал издаваться журнал «Базмавеп» («Полигистор»), освещавший преимущественно армянскую историю и литературу. На страницах журнала публиковались также переводы из французских, английских и русских писателей, сведения об экономической, политической, научной жизни европейских стран и др. «Базмавеп» выпускается и в настоящее время.

В 1845-1848 гг. в индийском городе Калькутте выходила под редакцией известного писателя Месропа Тагиадяна еженедельная газета «Азгасер» («Патриот»). В ней печатались статьи патриотического и просветительского характера, сообщения об армянской культуре, разные новости и т. д.

Первым периодическим изданием кавказских армян была еженедельная газета «Кавказ», издававшаяся в 1846- 1847 гг. в Тбилиси. Там же в 1850-1851 гг. выпускалась газета «Арарат», имевшая более богатое содержание.

Одним из крупнейших и наиболее известных периодических изданий XIX века стал журнал «Юсисапайл» («Северное сияние»), выходивший в 1858-1864 гг. в Москве. Журнал развернул смелую борьбу против реакционных сил и их идеологии. Он призывал отказаться от грабара и писать на понятном народу литературном языке-ашхарабаре, провести преобразования во всех областях общественной жизни и культуры, распространять просвещение, следовать примеру передовых европейских стран. Будучи главным органом просветительского движения того .времени, «Юсисапайл» сыграл громадную прогрессивную роль в развитии армянской общественной жизни, мысли и культуры.

Степанос Назарян (1812-1879). Редактор журнала Степанос Назарян (1812-1879) развернул широкую публицистическую деятельность, неоднократно выступал против армянских консерваторов, за просвещение и прогресс. С. Назарян был также видным филологом и востоковедом. Шесть лет он руководил кафедрой армено-ведения Казанского университета, долгие годы был профессором восточных языков в московском Лазаревском институте. По своим политическим воззрениям С. Назарян был либералом, сторонником реформ и эволюционного развития общества. С блестящими статьями выступал на страницах «Юсисапайла» революционный демократ Микаэл Налбандян.

Известным западноармянским периодическим изданием была газета «Мегу» («Пчела»), основанная в 1856 г. в Константинополе. В течение ряда лет ее редактором был соратник Микаэла Налбандяна

«Арутюн Свачян (1831-1874). Будучи последовательным демократом и сторонникам национально-освободительного движения, он на страницах газеты вел смелую и энергичную борьбу против реакционных клерикалов и богачей-амираев. «Мегу» стала органом западно армянской демократии, защитнице и выразительницей интересов западноармянских трудящихся.

Григор Арцруни (1845-1892). К числу крупных периодических изданий второй половины XIX века относятся газеты «Мшак», «Мегу Айастани», «Аревелян мамул», «Масис» и др. Газета «Мшак» («Труженик») выходила в свет с 1872 г. в Тифлисе под редакцией известного публициста Григора Арцруни (1845-1892). Газета выступала против консерваторов, подвергала критике феодальные отношения и приветствовала возникновение на Кавказе капиталистической промышленности.

Публикуя многочисленные статьи об Армянском вопросе, «Мшак» призывал западных армян по примеру балканских народов поднять вооруженное восстание против султанского деспотизма.
Редактор газеты считал, что только Россия может оказать реальную помощь западным армянам. «Мшак» оказал большое влияние «а патриотическую молодежь своего времени. Газета «Мегу Айастани» («Пчела Армении», Тифлис, 1858-1886) стояла на консервативных позициях и выступала против «Мшака», вследствие чего между ними велась острая и длительная борьба.

С 1871 г. издавалась газета «Аревелян мамул» («Восточная печать»). Ее редактором был видный западноармянский публицист, общественный деятель Маттеос Мамурян (1830- 1901), имевший передовые, демократические воззрения и защищавший интересы народных масс.

Газета «Масис», выходившая в Константинополе с 1852 г., придерживалась либерально-буржуазного направления (редактор-Карапет Ютуджян). В 1880-1890 гг. были известны также газеты «Аревелк» («Восток») и «Айреник» («Родина»). Последняя, редактором которой был западноармянский писатель-реалист Арпиар Арлиарян (1851-1908), пропагандировала патриотические и демократические идеи.

Первое периодическое издание в Восточной Армении- журнал «Арарат»-был основан в 1868 г. в Зчмиадзине. Журнал имел религиозное и историко-филологическое содержание.
С 1880 г. в Ереване издавалась еженедельная газета Титульный лист газеты «Мшак»
«Псак» («Венок»), публиковавшая статьи на литературные, исторические, педагогические и прочие темы. За пропаганду свободолюбивых и патриотических идей газета была закрыта царскими властями в 1884 г.


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.